toomth (toomth) wrote,
toomth
toomth

Category:

Плюсы четвертого поколения: российские ВВС делают ставку на Су-35С, Су-30СМ и МиГ-35С



Истребители, базой для которых служат хорошо зарекомендовавшие себя самолеты четвертого поколения, остаются востребованными как в Вооруженных Силах России, так и за рубежом. МиГ-29 и Су-27, пройдя очередную модернизацию в 2000–2010-х годах, превратились в многофункциональные истребители поколения 4++ — МиГ-35С, Су-30СМ и Су-35С. По совокупности своих характеристик эти машины вплотную приближаются к истребителям пятого поколения, соответствуя большинству предъявляемых требований.

Первый самолет пятого поколения в России ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) пока проходит летные и государственные совместные испытания.

Как заявил заместитель Министра обороны РФ Юрий Борисов при посещении Комсомольского-на-Амуре авиационного завода (КнААЗ) им. Ю. А. Гагарина, серийное производство ПАК ФА должно начаться в России в 2016 году, однако «в новых экономических условиях» планы могут быть скорректированы. «Министерство обороны Российской Федерации в рамках коррекции госпрограммы вооружений оставляет за собой право определиться с количеством закупаемых ПАК ФА, — сообщил Борисов. — Первоначальные планы могут быть скорректированы, тем более что истребители поколения 4++, по оценке военных летчиков, демонстрируют высокие характеристики. Лучше нам иметь задел в виде ПАК ФА и возможность потом продвинуться вперед, до конца выжав все возможности из истребителей Су-30 и Су-35».

Истребители поколения 4++ становятся российскими новинками и на международном рынке вооружений. Первые четыре Су-30СМ уже поступили в Казахстан, ожидается подписание контракта на закупку крупной партии Су-35 Китаем, ведутся переговоры о продаже этих самолетов в страны Северной Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.
«Многофункциональные истребители поколения 4++ на сегодня являются лучшим решением по критерию цена- качество, — говорит директор дирекции программ военной авиации ОАК, Герой России Владимир Михайлов. — Пока производство самолетов пятого поколения только разворачивается, эти машины будут пользоваться спросом как у Министерства обороны России, так и у инозаказчиков».

Су-35С



Глубоко модернизированный сверхманевренный многофункциональный истребитель Су-35С стал первым серийным самолетом поколения 4++, который был заказан российскими ВВС.

Контракт на поставку 48 таких машин в период с 2012 по 2015 год был подписан в августе 2009 года. Реализация проекта идет успешно, в этом году на КнААЗ им. Ю. А. Гагарина будет собрана заключительная партия по этому контракту. Замминистра обороны Юрий Борисов, инспектировавший завод в марте, осмотрел производство Су-35С и остался доволен.

«Должен констатировать, что срывов графиков выпуска продукции нет, — сказал Борисов по итогам посещения завода. — Первый Су-35С по гособоронзаказу 2015 года ВВС России должны получить в июне. Затем ежемесячно будем получать по два самолета Су-35С. Заказанные самолеты находятся в цехах в разной степени готовности. Настроение у заводчан рабочее, у нас тоже хорошее, потому что видим, что завод справится с планами». По словам замминистра, КнААЗ в 2015 году поставит 23 новых истребителя: 14 Су-35С, пять истребителей Су-30М2 поколения 4+ и четыре опытных истребителя пятого поколения ПАК ФА, предназначенных для летных испытаний.

В Су-35С использованы технологии пятого поколения, обеспечивающие превосходство над истребителями аналогичного класса. Отличительными особенностями самолета являются новый комплекс авионики на основе цифровой информационно-управляющей системы, интегрирующей системы бортового оборудования, новая радиолокационная станция (РЛС) с фазированной антенной решеткой с большой дальностью обнаружения воздушных целей и с увеличенным числом одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей и новые мощные двигатели с поворотным вектором тяги.

Первый полет на Су-35С в феврале 2008 года выполнил начальник летной службы ОКБ Сухого, заслуженный летчик-испытатель, Герой Российской Федерации Сергей Богдан. «Благодаря более доведенной «до ума» системе управления и благодаря более мощным двигателям — изделие 117С — появились некие особенности выполнения отдельных фигур высшего пилотажа, — рассказывал Богдан о самолете. — Например, можно выполнить маневр, который имеет «прикладное» значение — поворот на горке. Он выполняется, когда летчик Су-35С атакует воздушную цель, потом энергично разворачивается на горке в противоположную сторону и повторно выполняет атаку».

Одним из первых Су-35С получил 4-й Государственный центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны РФ, расположенный в Липецке.

Тщательное исследование в центре возможностей самолета позволяет провести более полную подготовку летчиков, которые в полете смогут использовать все достоинства новой машины. «В полете я могу остановить самолет, а в воздухе это мечта, — рассказывает начальник Липецкого центра генерал-майор Александр Харчевский. — Если тебе нужно в какой-то ситуации зайти противнику в хвост или дать ему возможность попасть в такое положение, когда он тебя просто потеряет.

Самолеты в воздухе не останавливались до этого, сейчас это можно делать». Харчевский отметил еще одну особенность новой машины: «Раньше, если истребитель входил в плоский штопор, в абсолютном большинстве случаев это заканчивалось катапультированием летчика. Для Су-35С понятия плоский штопор уже не существует. Помимо этого, на нем можно выполнять и другие, ранее невозможные элементы пилотирования».

Самолет пока находится в опытной войсковой эксплуатации, однако уже в 2015 году ситуация должна измениться.
«Министром обороны Сергеем Шойгу поставлена задача о приеме данного самолета на вооружение ВВС РФ, — заявил начальник авиации ВВС РФ генерал-майор Сергей Кобылаш, — и сейчас все для этого делается. То есть самолет уже поступает в войска, и отзывы летного состава об этой машине очень хорошие». Ожидается, что в текущем году будет заключен новый контракт на поставку следующей крупной партии Су-35С ВВС России.

Проявляют интерес к экспортному варианту Су-35 и ряд зарубежных стран. Первым его иностранным покупателем станет Китай. По сообщению государственного китайского издания Global Times, в январе 2015 года группа летчиков ВВС Китая прибыли в Россию для переобучения на истребители Су-35, что явно сигнализирует о скором заключении соглашения на приобретение Поднебесной 24 таких самолетов. Поставки истребителей могут начаться уже в 2016 году. В дополнение к самолетам Китай по отдельному контракту получит предназначенные для истребителей двигатели и ракеты.

Продвигается Су-35 и в другие страны. В марте этого года компания «Сухой» подала заявку на поставку этих истребителей в Индонезию взамен ожидающих списания 16 американских самолетов типа F-5E/F Tiger II. Примечательно, что ВВС Индонезии уже эксплуатируют четыре модификации самолетов «Сухого» поколения 4 и 4+. В 2003 году были куплены два самолета Су-27СК, в 2010 году — еще три модернизированные машины Су-27СКМ. В 2003-м страна заказала два самолета Су-30МК, а в 2008 и 2011 годах — еще суммарно девять машин Су-30МК2.__

Су-30СМ



На следующий день после посещения КнААЗ замминистра обороны РФ Юрий Борисов прибыл на Иркутский авиационный завод (ИАЗ) — филиал корпорации «Иркут». Здесь Борисов проинспектировал в том числе и ход строительства высокоманевренных многоцелевых истребителей Су-30СМ (СМ — серийный, модернизированный) — еще одного «сухов ского» представителя поколения 4++. По словам замглавы военного ведомства, в нынешнем году «Иркут» имеет заказ от Минобороны на 27 Су-30СМ для ВВС и авиации ВМФ. Борисов отметил: «Цифры реально выполнимы. На ближайшие три года мы гарантированно обеспечили загрузку завода для его ритмичного развития, технического перевооружения и будущих заказов».

Су-30СМ был разработан ОКБ Сухого. Этот двухместный самолет обладает сверхманевренностью, оснащен передним горизонтальным оперением, радиолокатором с фазированной антенной решеткой и двигателями с управляемым вектором тяги. Истребитель способен применять современное и перспективное высокоточное вооружение класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». Он также может использоваться для подготовки летчиков на перспективные многофункциональные сверхманевренные одноместные истребители.

Су-30СМ стал российской версией боевых самолетов семейства Су-30МКИ, изготавливавшихся на ИАЗ с начала 2000-х годов и уже поставленных в Индию, Малайзию и Алжир. Если до 2012 года практически вся продукция ИАЗ поставлялась на экспорт, то в настоящее время большая часть самолетов собирается в Иркутске в рамках гособоронзаказа. Как сообщил генеральный директор ИАЗа Александр Вепрев, в связи с ростом объемов производства в четвертом квартале 2014 года на заводе было создано около 300 новых рабочих мест, в первом квартале 2015-го — порядка 150.

Также сегодня на предприятии приняты меры по импортозамещению, сделан необходимый запас комплектующих материалов.
Су-30СМ адаптирован под требования российских ВВС в части систем радиолокации, радиосвязи и государственного опознавания, состава вооружения, катапультного кресла и ряда обеспечивающих систем. В настоящее время корпорация «Иркут» ведет работы сразу по четырем контрактам с Минобороны России, предусматривающим поставку ВВС и авиации ВМФ России в общей сложности 72 Су-30СМ.

Одним из первых этот самолет получил 120-й отдельный смешанный авиационный полк, базирующийся на аэродроме Домна под Читой. «Хочу отметить: самолеты прекрасные — летчики довольны. И это очень радует, — подчеркнул главнокомандующий ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев после посещения Домны. — Ведь на протяжении многих лет мы ругали промышленность за несвоевременные поставки и низкое качество продукции. На примере "Иркута" видно, что ситуация меняется в лучшую сторону: промышленность выдает высококачественную продукцию и, что очень важно, не к концу года, а поквартально. Благодаря чему летчики постоянно летают, тренируются. Работа Иркутского авиазавода — хороший пример для других предприятий».

Для организации переподготовки летчиков несколько Су-30СМ были также направлены в Липецкий авиацентр.
«Самолет насыщен самой современной радиоэлектроникой, имеет очень большие возможности для радиолокационного прицела, — рассказывает Александр Харчевский. — Возможности его неограниченны». «Это мечта всей моей жизни — летать на этом самолете, — говорит начальник службы безопасности полетов центра подполковник Алексей Ямакиди. — Это лучший самолет в мире».

С 2013 года в Липецком центре началось обучение на Су-30СМ выпускников Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков. «Самолет Су-30СМ значительно отличается от истребителей, стоящих на вооружении ВВС России.
На нем используется ряд систем и оборудование, нашедшие свое применение в самолете-истребителе пятого поколения ПАК ФА, — рассказывает представитель Управления пресс-службы и информации Минобороны РФ по Военно-воздушным силам полковник Игорь Климов. — Обучение проводится также в учебно-компьютерных классах с использованием интерактивной системы, которая, например, позволяет научить молодых пилотов действиям в особых случаях или на различных режимах работы двигателя».
Липецкие Су-30СМ участвуют также в демонстрационных полетах в составе пилотажной группы «Соколы России» с целью демонстрации боевых возможностей самолета. Первый публичный показ самолета состоялся в мае 2014 года.

«Высокие маневренные характеристики этого самолета и мастерство пилота дают возможность показать зрителям новые фигуры высшего пилотажа: управляемый штопор, проход в горизонтальном полете на малой скорости с углом тангажа 60 градусов, стянутая петля Нестерова, — пояснил Игорь Климов. — Их освоение и использование расширяют боевые возможности многоцелевого истребителя, позволяют пилоту эффективно применять оружие при завоевании господства в воздухе».

Однако участие в праздниках и авиашоу — не главная задача липецких асов. «Это, прежде всего, боевой самолет, — рассказывает ведущий звена авиагруппы «Соколы России» Липецкого авиацентра, летчик-снайпер и исследователь полковник Александр Гостев. — В отличие от Центра показа авиационной техники в Кубинке задачи нашего центра расширены. Это и написание методик, а для этого и выполнение полетов, инструкторская деятельность, а только потом демонстрация возможностей самолетов». «У Су-30СМ в разы увеличены боевые возможности, связанные с обнаружением и поражением целей, причем не одной, а нескольких одновременно. Потенциал одного такого самолета сравним с потенциалом двух самолетов предыдущего поколения, — добавляет Александр Харчевский. — Самолет, благодаря сверхманевренности, открывает новую эру в пилотировании. Он может летать не только с традиционными — положительными или отрицательными — перегрузками, но и с боковыми. Это дает летчику новые возможности для построения в трехмерном пространстве маневра, необходимого для победы в воздушном бою. В свою очередь, появление сверхманевренных самолетов влияет на новые способы ведения борьбы в воздухе, на тактику воздушного боя».

Истребители Су-30СМ отправляются на наиболее ответственные направления воздушной обороны России. В феврале 2015 года Министр обороны России Сергей Шойгу заявил о намерении ведомства наращивать группировку войск в Восточном военном округе для предотвращения возможных угроз на Северном морском пути и в Арктике. Министр обороны отметил, что соединения и воинские части, дислоцированные в арктическом регионе, получили на вооружение новые и модернизированные образцы техники, в том числе современные истребители Су-30СМ. В марте Сергей Шойгу также выступил с заявлением, что одним из ключевых направлений военной политики страны, форпостом между западом и востоком стал Крым, защитить который в случае необходимости готовы флот, авиация и сухопутные войска. Он сообщил, что на аэродроме в Бельбеке теперь базируются 14 многофункциональных истребителей, среди которых есть несколько Су-30СМ.

Проявили к Су-30СМ интерес и зарубежные военные. Впервые за всю историю своей независимости Казахстан купил новые боевые самолеты. Как сообщил президент корпорации «Иркут» Олег Демченко, это государство заказало четыре Су-30СМ. «Все четыре самолета готовы», — заявил Демченко.

Группа летного и инженерно-технического состава авиационных частей ВВС Казахстана в феврале 2015 года прошла на ИАЗ теоретическое обучение по управлению Су-30СМ, изучила его технологическую базу и оборудование. Для практического обучения была выбрана авиационная база в Талдыкоргане (центр Алматинской области Казахстана). Как сообщила газета «Ведомости», всего в Казахстан до 2020 года может быть поставлено до 36 Су-30СМ.

МиГ-35С и МиГ-29М



Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» рассчитывает в ближайшей перспективе подписать госконтракт на поставку ВВС России партии многофункциональных истребителей МиГ-35С поколения 4++. За основу для этого многофункционального истребителя был взят прототип МиГ-35, который участвовал в индийском тендере. Для разработки МиГ-35С по техническому заданию ВВС России в 2015–2017 годах будут проведены опытно-конструкторские работы (ОКР).

Новый легкий истребитель для ВВС России будет отличаться от «индийского варианта»: это будет машина, оснащенная самым современным бортовым радиолокационным оборудованием и двигателями с повышенным ресурсом. Одновременно с ОКР может быть подписан госконтракт на закупку небольшой партии этих истребителей. «В настоящее время идет нормальная предконтрактная работа по подготовке необходимых документов, — сказал в марте 2015 года генеральный директор РСК «МиГ» Сергей Коротков. — Их оформление уже идет. Закупка Минобороны РФ МиГ-35 предусмотрена действующей госпрограммой вооружений. Поставка МиГ-35 ВВС России может начаться уже в следующем году».

МиГ-35C — это многоцелевой истребитель, представляющий собой дальнейшее развитие боевых самолетов МиГ-29К/КУБ и МиГ-29М/М2 в направлении повышения боевой эффективности и универсальности, а также улучшения эксплуатационных характеристик.

Основные отличия МиГ-35С:

• интеграция в состав бортового радиоэлектронного оборудования информационно-прицельных систем пятого поколения;
• возможность применения перспективных авиационных средств поражения российского и иностранного производства;
• повышенная боевая выживаемость, достигаемая за счет внедрения бортового комплекса обороны.

Новейшее бортовое оборудование в сочетании с перспективным вооружением позволяет истребителям МиГ-35С решать широкий круг задач.

О преимуществах нового самолета рассказал заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой России Анатолий Квочур: «Я летал на одноместном МиГ-29М (прототип МиГ-35 — ред.), и это, скажу вам, была мечта летчика: классная аэродинамика, система управления, топлива больше, чем в обычном МиГ-29. На МиГ-35 практически сохранена схема МиГ-29, который впервые полетел еще в 1977 году: двухдвигательный самолет с отработанной схемой надежности.

Хотя у МиГ-29 был существенный недостаток — очень прожорливый двигатель, что, естественно, отражалось и на боевом радиусе действия машины. Но сейчас все это «подлечено», усовершенствована авионика, система управления».

Говоря о боевом применении МиГ-35С, Анатолий Квочур отметил: «Если говорить о локальных боевых действиях, то он может использоваться при решении задач прикрытия войск и объектов фронта, для боевых операций с участием фронтовых бомбардировщиков — Су-24 и Су-34, а также каких-то не очень дальних рейдов оперативно-стратегических бомбардировщиков Ту-22М3. Если речь идет о глобальном конфликте, то тогда задача МиГ-35С — уничтожение точечных очагов боевых действий, объектов ПВО или «отработка» по крупным административным центрам, предприятиям оборонки, стратегическим объектам вроде атомных электростанций».

Как и Су-35 и Су-30СМ — более тяжелые истребители поколения 4++, МиГ-35С планируется оборудовать современной авионикой. «Многофункциональный боевой комплекс МиГ-35С постоянно совершенствуют, — рассказал Сергей Коротков. — Конструкторы Инженерного центра ОКБ им. А. И. Микояна оснастили его электронными системами пятого поколения». Ожидается, что после проведения ОКР получит радиолокационную станцию с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Первый заместитель гендиректора и генконструктор корпорации «Фазотрон-НИИР» (входит в «Концерн радиоэлектронные технологии») Юрий Гуськов рассказал в феврале этого года: «Еще в 2010 году компания освоила технологию АФАР, и демонстратор радара с такой решеткой был установлен на самолете, участвовавшем в индийском тендере. Там стоял демонстратор радара с АФАР, и отзывы индийских летчиков были самые хорошие. Наш локатор не получил практически ни одного замечания, а его конструкция была рекомендована всем нашим конкурентам, которые участвовали в этом тендере». По словам Гуськова, первая партия из примерно 30 МиГ-35 для ВВС России получит радар без АФАР. «Цель РСК "МиГ" — получить заказ Минобороны РФ, поставить МиГ-35С в серию и параллельно выполнять опытно-конструкторские работы с тем, чтобы начиная, предположительно, с 30-го самолета поставить уже на него радар с АФАР», — сказал генконструктор «Фазотрон-НИИР».

Он отметил, что это — традиционная мировая практика сначала освоить серийный выпуск базовой версии, а уже потом использовать радар с АФАР. «С западноевропейским Eurofighter Typhoon такая же ситуация — примерно половина из них строится сейчас с обычной антенной с механическим сканированием, а остальные 40–45 % будут с активным сканированием», — заметил Гуськов.

Заказ отечественными военно-воздушными силами станет хорошей рекомендацией самолета для инозаказчиков.
«Взять тот же самый Казахстан. Летчики, которые полетали на МиГ-35 (демонстраторе — ред.), восторженно говорят о самолете, — рассказывает гендиректор РСК «МиГ» Сергей Коротков. — В России и на выставке в Астане мы вывезли семь казахских летчиков. Все они очень высоко оценивают летно-технические и боевые возможности нашего истребителя, хотели бы летать на нем. Но при этом говорят, когда Министерство обороны Российской Федерации закупит этот самолет, тогда было бы гораздо проще и нам его получить».

Не исключено, что МиГ-35 будут поставлены в Египет наравне с другой авиационной техникой. В сентябре 2014 года генеральный директор РСК «МиГ» Сергей Коротков заявил, что Египет высказывает заинтересованность в закупке партии истребителей МиГ-35. В марте этого года Правительства Российской Федерации и Арабской Республики Египет подписали протокол о военном сотрудничестве. Вслед за этим египетская газета El-Badil привела длинный список предстоящих египетских покупок оружия в России, в котором фигурировал и МиГ-35.

Кроме того, хорошие экспортные перспективы имеет модификация МиГ-29М/М2. Она появилась раньше МиГ-35, но также относится к поколению 4++. Это одно- (М) и двух-местные (М2) многофункциональные истребители, которые по сравнению с модификациями поколения 4+ (МиГ-29СЭ, МиГ-29УБ, МиГ-29СМТ и пр.) имеют повышенную дальность полета, увеличенную боевую нагрузку и расширенную номенклатуру бортового вооружения. Возможность приобретения МиГ-29М/М2 сейчас рассматривают ряд стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки и СНГ.
Tags: оружие
Subscribe
promo toomth august 29, 2015 19:00 183
Buy for 100 tokens
Несмотря на дикие пробки на трассе Керчь-Симферополь, я таки выдвинулся сначала в райцентр Ленино, а потом и в город-спутник Щелкино, а уже оттуда попёрся на АЭС. В дикую жару, километров через 5 я понял что зря не взял такси... Пришлось намотать километров 20. В следующий раз возьму транспорт.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments