130 лет назад, 15 июня 1885 г., в России запретили ночную работу женщин и подростков. Закон «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах» запрещал ночную работу подростков до 17 лет и женщин на хлопчатобумажных, полотняных и шерстяных фабриках. Закон был расширен для вредных работ в фарфоровом и спичечном производствах. В 1897 году этот закон охватил всё текстильное производство, его ввели на предприятия льняной промышленности и по обработке смешанных тканей. Таким образом, при русском императоре Александре III были заложены основы фабричного законодательства в России.
Из истории рабочего вопроса
Рабочий вопрос был одной из самых тяжёлых проблем Российской империи. Рабочие работали в тяжелейших условиях, не имели практически никаких прав. В XIX веке понимали необходимость фабричного законодательства, но проекты, разработанные различными комиссиями, не были введены в жизнь. Поэтому, не считая правила о десятичасовой работе в день в ремесленных заведениях, установленного ещё при императрице Екатерине II в 1785 г. и не действовавшего XIX веке, то первые шаги в фабричном законодательстве были сделаны только при Александре III.
60-70-е годы XIX в столетия были временем больших перемен в России. Правительство активно реформировало страну, происходили коренные изменения в политической и социально-экономической жизни Российской империи. Крестьянская реформа 1861 года имела огромное значение. Одним из её последствий было образование свободного рынка наемного труда людей, лишенных средств производства и живущих исключительно продажей своей рабочей силы. Система наемного труда превратилась в основу развития экономики Российской империи. Быстрое развитие капиталистических отношений в пореформенной России умножило количество рабочих.
Наёмные рабочие стали одним из самых многочисленных классов российского общества. Промышленная революция, которая происходила в России в 50-90-е годы XIX столетия, превратила рабочих в неотъемлемую и необходимую часть российского общества. Быстрыми темпами шёл процесс увеличения количества рабочих крупных капиталистических предприятий, пролетариата, лишенного средств производства, не имеющего постоянной связи с деревней (землей), весь год трудившегося на фабриках и заводах.
Обычно, вплоть до 1880-х годов, наём рабочих на капиталистических предприятиях происходил на основе словесного или письменного договора сроком на один год («от Пасхи до Пасхи»). До истечения срока договора у рабочего изымался в контору паспорт, и они фактически были лишены свободы. Рабочему запрещалось оставлять предприятие до истечения срока договора без согласия хозяина и требовать расчёт. Фактически произвол хозяев ничем не ограничивался, хотя правительство и предпринимало шаги, направленные на «попечение» и «опеку» рабочих. Этим занималось Министерство внутренних дел. Но частичные и локальные меры не могли изменить ситуации.
При этом хозяева могли по своему желанию в любое время уволить рабочего за «дурную работу» или за «дерзкое поведение». Регламентировался не только труд, но личная жизнь рабочих. На многих предприятиях рабочие обязаны были в принудительном порядке покупать товары в хозяйственной лавке, принадлежащей хозяину, где цены были завышены. Такие спекулятивные лавки были направлены на понижение заработка рабочих и на повышение косвенным путем барыша хозяина. На многих предприятиях существовала несправедливая система штрафов, направленная на увеличение источников хода фабрикантов и возврата в его пользу значительной части заработной платы. Кое-где было ростовщичество, рабочим давали деньги в долг под проценты. В целом на большинстве предприятий господствовал типичный для капитализма материальный расчёт, когда богатые становились ещё богаче, а бедные — беднее. Кроме того, рабочие не были защищены от оскорблений и побоев со стороны хозяина и его подручных. Розги были обычным делом. Женщины и подростки находились не в лучшем положении.
Передовой отраслью в период промышленной революции в Российской империи была лёгкая промышленность. С 1861 по 1881 гг. хлопчатобумажное производство возросло втрое. Московский, Петербургский и Прибалтийский промышленные районы сконцентрировали до 75% всех механических станков, около 80% мощности паровых машин и 85% общей численности рабочих. В 1879 году в Европейской части России было до 40 крупных индустриальных городов, на промышленных предприятиях которых трудилось более трети всех индустриальных рабочих. Крупнейшими индустриальными центрами были Москва и Петербург (там трудилось более 1/3 всех фабрично-заводских рабочих) и города Южной России — Харьков, Ростов-на-Дону, Одесса. Петербург был центром становления российского машиностроения, и оставался ведущим торговым портом, а Москва — текстильной, пищевой и металлообрабатывающей промышленности.
Внедрение машинного производства привело к серьёзному увеличению рабочего дня в России (от 12 до 15 часов в сутки). Наиболее длительным рабочий день был на предприятиях текстильной, пищевой и горнозаводской промышленности. Женщины и подростки, труд которых стали широко использовать в пореформенной России, составляли 15-17% всей рабочей силы на предприятиях Москвы и Петербурга. Особенно широко женский и детский труд использовался на текстильных, пищевых, резиновых, спичечных и табачных фабриках. Большинство профессиональных рабочих начинали работать на предприятиях в чрезвычайно раннем возрасте (треть начала работать в 10-11-летнем возрасте и ранее, две трети — до 14 лет). Широко распространенные ночные смены на заводах и фабриках европейской части России серьёзно увеличили тяжёлый травматизм и массовые заболевания, особенно среди детей.
Правление либерального Александра II самым негативным образом повлияло на экономику Российской империи. Либеральная политика в сфере таможенных тарифов нанесла вред промышленности. Война с Османской империей подорвала устойчивость экономики. В начале 1880-х годов возникла угроза финансового банкротства. Негативное состояние финансово-валютной системы отражало положение всей российской экономики. Ухудшилось положение русского крестьянства. С конца 1870-х годов Россию сотрясали становившиеся хроническими неурожаи. Обнищание и разорение основной производительной силы страны — крестьянства — снижало его платежеспособность и внутренний рынок. Это ещё более ухудшало положение промышленности. Многие предприятия сократили производство и число рабочих. Аграрный кризис привел к длительному промышленному застою, который продолжался до 1887 года. Наиболее сильно кризис сказался на текстильной отрасли. Только такие молодые отрасли промышленности, как угольная и нефтяная, продолжали наращивать производство.
Тяжелейшим испытанием для рабочего класса стала массовая и длительная безработица. Сотни тысяч человек были охвачены полной или частичной безработицей. Люди голодали. Тысячи людей месяцами ждали работы. Застой был настолько длительным, что многим рабочим пришлось вернуться в деревню и к натуральному хозяйству. Ухудшение положения рабочих сопровождалось снижением заработной платы. При этом сократилась реальная зарплата — из-за инфляции. Так, если в пореформенные 20 лет (1861-1880 гг.) в крупнейшем центре российской текстильной промышленности — Иваново-Вознесенске, зарплата рабочих выросла на 15-20%, то цены на ржаной хлеб — на 100%, а на мясные продукты — более чем на 220%. Резко уменьшала зарплату существовавшая повсеместно в различных формах изощрённая система штрафов.
Морозовская стачка 1885 года имела общероссийское значение, так как требования рабочих (о полном изменении условий найма и пересмотре системы штрафов) впервые в истории этого движения вышли за пределы отдельного предприятия. В этот период сильно расширилась география стачечного движения, которое охватило почти все промышленные районы России от Царства Польского до Восточной Сибири. Рабочий вопрос становился всё жестче и требовал внимания общества и правительства.
Таким образом, значительно ухудшилось положение основной массы населения — двух главных производящих слоев, крестьян и рабочих. В России, кроме крестьянского вопроса, возник и рабочий вопрос. Всё это заставило государство принять конкретные меры для улучшения ситуации. Необходимо было регламентировать жизнь рабочих, чтобы избежать социального взрыва.
1 июня 1882 г. с подачи министра финансов Николая Бунге был принят закон «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах». Закон запретил работу детей до 12 лет, для детей 12-15 лет время работы было ограничено 8 часами в день (не более 4 часов без перерыва). Запрещалась ночная (с 9 часов вечера до 5 часов утра) и воскресная работа, также запретили труд детей на вредных производствах. Хозяева должны были дать возможность детям, не закончившим по меньшей мере одноклассного народного училища, посещать школу не менее 3 часов в день, или 18 часов в неделю. Правда, в дальнейшем закон несколько раз редактировали. Одновременно учредили фабричную инспекцию. Однако её надзор был распространен только на европейскую часть России.
12 июля 1884 года был выпущен закон о школьном обучении детей. 3 (15) июня 1885 года появился закон «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах». 3 июня 1886 г. появился закон, который касался правил взаимоотношений фабрикантов и рабочих.
2 июня 1897 г. приняли закон «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности». Рабочий день мужчин был ограничен 11,5 часа для мужчин, а в случае работы в ночное время, а также в субботу и перед праздниками — 10 часами, для женщин — 10 часами. Работа запрещалась в воскресенье, было установлено 14 обязательных праздников (позднее к ним прибавили ещё 3). Так в России возникло трудовое законодательство.
Александр Самсонов
via
Journal information