Крылатый "Геркулес"
Для сравнения, это эквивалентно 40 облетам Земли по экватору или двум полетам до Луны и обратно. Причем свой миллион "Геркулес" отлетал без аварий и серьезных поломок, а потом — "намотал" еще сотни тысяч километров.
Также безаварийно отпахали почти 10 лет на пассажирских маршрутах семь "геркулесовых братьев и сестер" — однотипных самолетов марки НР-42, каждый из которых носил собственное имя, начинающееся с буквы "Н": Hannо, Horatius, Hadrian, Helena, Hengist, Horsa и Hannibal. Исключительную по тем временам безопасность продемонстрировали эти хрупкие с виду гигантские "этажерки": за все годы их эксплуатации ни один пассажир не только не погиб, но и не получил каких-либо травм. Да и по части комфортабельности салонов они намного превосходили почти всех конкурентов.Вот только крейсерская скорость была далеко не выдающейся — всего 170 км/ч, а против ветра — еще меньше. В результате перелет Лондон-Париж порой занимал более трех часов. Но в неторопливые довоенные времена это считалось вполне приемлемым, салоны НР-42 никогда не пустовали, а билеты приходилось бронировать заранее. Даже к концу десятилетия, несмотря на появление новых пассажирских лайнеров, разгонявшихся до 300-350 км/ч, НР-42 по-прежнему не теряли популярности среди тех, кто предпочитали скорости комфорт и надежность. Только с началом Второй мировой войны их коммерческая эксплуатация прекратилась.
Самолеты передали в военно-транспортную авиацию, однако там они прослужили недолго. Три машины получили повреждения при грубых посадках, и их, как морально устаревших, решили не восстанавливать. "Ганнибал" в 1940 году бесследно исчез над Индийским океанам, еще три самолета были разбиты ураганами на полевых аэродромах, а последний — "Хелену" — в 1941 году списали по износу, обнаружив при осмотре коррозию металлических деталей.
Компоновочная схема НР-42.
НР-42 имел цельнодюралевый каркас и обшивку передней части фюзеляжа, причем в районе пассажирского салона она была гофрированной. Остальные поверхности обтягивали полотном. Все НР-42 принадлежали лондонской авиакомпании Imperial Airways. Большинство из них обслуживало дальние трансконтинентальные маршруты. В частности, "Хенгист", работая в Африке, более сотни раз пересек этот материк из конца в конец, от Александрии до Кейптауна и обратно.Из-за низкого расположения фюзеляжа НР-42 не нуждался в высоких трапах.
Помимо людей, НР-42 возили авиапочтовую корреспонденцию в багажном отсеке. Этот снимок сделан в Лондонском аэропорту.
Пилотская кабина снаружи и со стороны салона. НР-42 был одним из первых пассажирских лайнеров, в которых ее сделали закрытой.
Для уменьшения габаритов и снижения массы хвостового оперения стабилизатор сделали двойным, а киль — тройным.
Задний пассажирский салон НР-42.
В Африке