Торговля впала в депрессию

Торговля впала в депрессию

Рынок розничной торговли упал на рекордные 8,1% — такого спада не было с 1991 года. По оценке экспертов, реальная картина еще хуже. В результате все больше магазинов закрывается. Впрочем, сейчас войти на рынок стоит так дешево, что на смену свернувшим свою деятельность сетям заходят новые иностранные игроки, решившие проверить опытным путем, смогут ли они прижиться в России.


Оборот розничной торговли в этом году, по данным Росстата, продемонстрировал самое впечатляющее падение с 1991 года: –8,1% за первое полугодие. Предыдущий рекорд падения принадлежал 1995 году: –6,2% по итогам года.

Торговые сети охватил пессимизм, свидетельствуют данные аналитики консалтинговой компании «Магазин магазинов», которая оценила состояние ритейла по результатам деятельности 50 крупнейших компаний («Индекс директора по развитию»).

Индекс оценивает настроения в среде крупнейших торговых сетей. Его рассчитали на основе результатов деятельности компании за прошлый квартал, включая оценку продаж и открытий новых точек, а также оценок изменений в будущем. Максимальное количество баллов — 10 (высокий уровень оптимизма), минимальное значение — 0 (состояние пессимизма), 5 — нейтральные настроения. В итоге средний балл составил 4,9.

Оказалось, что хуже всего дела идут у киносетей и развлекательных операторов: они получили всего 4 балла.

Немногим лучше себя чувствуют торговцы одеждой — 4,2 балла. Далее идут парфюмерия, косметика и бытовая техника, их индекс составил 4,5 балла. Обувь и аксессуары — 4,8.

Чуть выше нейтрального уровня поднялись рестораны и кафе — 5,2 балла, товары для дома и хобби и спортивные товары — 5,9. А лучше всего дела обстоят у детских товаров — 6,2 балла.

Магазины закрываются

Торговля впала в депрессию

«Нужно отметить, что падение оборота на 8,2% не отражает реального падения спроса и снижения количества покупок, поскольку из-за роста цен денежный товарооборот снизился меньше, чем фактическое количество покупок», — заметила Юлия Мерова, заместитель директора департамента коммерческой недвижимости по торговому направлению GVA Sawyer.




Реальные цифры, как отмечают эксперты, еще менее утешительные.

«Продажи компьютеров упали на 22,9%, аудиотехники — на 19,5%, телевизоров — на 26%, холодильников — на 18,3%, автомобилей — на 23%.



Любопытно, что, по его оценке, в продуктовом сегменте сильнее всего упали продажи рыбы (на 11,8%).

Больше всего пострадали магазины, работающие в верхних ценовых сегментах.

«Средний и средне-высокий сегменты упали наиболее сильно. Ряд брендов решили уйти с рынка, другие приостановили развитие.

По прибыли — все потеряли более 70–80%, а многие и вовсе ушли в убыток», — говорит Гаврилов.




О закрытии части магазинов уже объявили Adidas, Incity, Media Markt, Samsung, «Спортмастер», «Стокманн». Кроме того, о приостановке планов по открытию новых магазинов сообщили холдинги BNS Group, Inditex, LPP и Melon Fashion Group. Ряд международных операторов в конце года по разным причинам закрыли последние торговые точки.


Россия стала дешевой страной для входа

Ритейл подкосило два фактора: снижение доходов населения (по данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы населения снижаются уже пять месяцев подряд) и рост цен.

Торговля впала в депрессию

Более половины респондентов (55%) отметили увеличение роста цен на свою продукцию. В среднем эта цифра составила 10–15%, но пиковые значения достигали и 30%.

«Продажи снижались (тенденция по второму кварталу 2015 года) не только в единицах продукции — что отметили 76% респондентов, но и в рублевом эквиваленте — у 41% респондентов. Это сигнал того, что ситуация действительно ухудшается: в начале года многим ритейлерам удавалось сохранить объемы продаж на уровне прошлого года за счет повышения цен.

Худшую ситуацию из опрошенных отметили, как ни странно, представители сетей общественного питания и кино и развлечений.

Торговля впала в депрессию

Здесь падение фиксировали более 70% респондентов. Снижение достигало 20%. Получается, что спрос на большинство продукции упал настолько сильно, что ритейлерам не удалось компенсировать уровень продаж даже за счет повышения цен», — говорится в исследовании «Магазина магазинов».

В то же время у трети респондентов обороты в рублях, напротив, повысились. На это влияли и оптимизация внутренних процессов, и уход с рынка конкурентных сетей, и снижение ставок аренды, и грамотно выстроенные программы лояльности.

Если говорить о продуктовом ритейле и одежде, то тут в среднем падение 5–8%. То есть спрос на ходовые товары упал вместе с падением доходов, а на товары непервоочередной необходимости — значительно ниже», — делится статистикой Валентин Гаврилов, директор отдела исследований CBRE.




На фоне общего спада в Москву начали активнее заходить иностранные бренды.

«В этом году уже пришло 17 новых брендов, что значительно больше, чем прогнозировалось. Хотя есть проблемы с продажами, Россия сейчас стала дешевой для входа иностранных игроков, поэтому многие из них готовы в тестовом режиме открываться в Москве, чтобы проверить свои возможности», — пояснил Гаврилов.



Рынок сужается

Тем не менее рынок отчетливо сужается. Респонденты «Магазина магазинов» во втором квартале 2015 года планировали открыть 223 новые торговые точки, открыли в реальности 196, а закрыли 104. «Что, учитывая ситуацию на рынке, не так уж и плохо», — резюмируется в исследовании.

Ритейлерам приходится существенно корректировать свои программы развития, еще более тщательно выбирая объекты для открытия магазинов, отметила Мерова.

«Многие закрывают уже действующие точки, оставляя только наиболее успешные магазины. Таким образом, на рынке появляется большое количество вакантных площадей. Их собственникам приходится бороться за каждого арендатора, что в первую очередь отражается на арендных ставках, которые приходится снижать», — говорит она.

Все больше ритейлеров переходят на расчет арендной платы в виде процента с оборота, об этом «Газета.Ru» писала ранее. Сейчас эту схему использует уже 60% арендаторов, а к концу года, по расчетам Гаврилова, таких будет уже 70%.

Вся надежда на нефть

Торговля впала в депрессию

Будущее не внушает большинству ритейлеров оптимизма.

«Сами игроки объясняют свой пессимизм ожиданием дальнейшего снижения покупательской способности населения, вновь нарастающей волатильностью обменного курса рубля, отсутствием улучшений на внешнеполитической арене и во внутриэкономической ситуации. В некоторых случаях на отрасль оказывает влияние и возможное принятие негативных для сектора правительственных решений.

Например, в июне премьер-министр России Дмитрий Медведев выступил с инициативой введения НДС на билеты на иностранное кино.

Это вызвало широкий протест в сегменте, поскольку, по мнению кинопрокатчиков, мера может оказать губительное влияние на игроков рынка», — отмечается в исследовании.

«Улучшения ситуации на рынке торговой недвижимости в ближайшее время ждать не приходится, ведь как раз сейчас начался новый сезон, доходы от которого должны пойти на закупки товаров уже для следующего сезона, в развитие и т.п. Но с учетом падения покупательской активности есть большая вероятность, что оборотов на дальнейшее развитие многим сетям может просто не хватить. Как следствие, можно ожидать дальнейшего сокращения количества магазинов», — считает Мерова.




Как отметил Валентин Гаврилов, будущее ритейла традиционно зависит от цен на нефть.

«Если цены удержатся на уровне $50 за баррель, то падение продолжится до конца этого года, а потом будем уже смотреть вверх. Если же нефть рухнет ниже $45, то будет очередная девальвация и рынок продолжит падение до конца 2016 года», — считает эксперт.



promo toomth august 29, 2015 19:00 183
Buy for 100 tokens
Не смотря на дикие пробки на трассе Керчь-Симферополь, я таки выдвинулся сначала в райцентр Ленино, а потом и в город-спутник Щелкино, а уже от туда попёрся на АЭС. В дикую жару, километров через 5 я понял что зря не взял такси... Пришлось намотать километров 20. В следующий раз возьму транспорт.…
У меня в радиусе километра магазов аж за тридцать, не считая там всяческих ТЦ . И все, как один падают треща от изобилия, но никак не упадут :)))
А вы сможете на глаз определить поднялись продажи на 8 процентов или упали?)))
Судя по всему, это пршсто бесконечный треп Яоославны для оправдания поднятия цен. Пора тупых меннджОров отучать мыслить разами. Пущай проценты таки освоят. :)

Затарился шпротами, тушенкой и горошком, до весны должно хватить.

Это серьёзно украинцы думают, что в российских магазинах именно так, как на верхнем фото? )))))) Бля, жаль, что только что из магазина пришёл, а то бы сфоткал. Вечером выложу фотки из ближайших продмагов.

У нас в городе магазинов за один этот год открылось сколько за прошедшие пять. Цены да выросли. торгаши ноют "кризис,санкции". Но супермаркеты растут как грибы.
Похоже на страховщиков. Те то же последний хрен без соли доедают. А прибыль за прошлый год больше 2 миллиардов.
А Вы сами ходите в магизин? Кто сделал фотографию и где?
:))) Снимок может с Украины?
Каждый день хожу в магазины. Полки трещат от товара.