toomth (toomth) wrote,
toomth
toomth

Русский инженер-генерал Петров

Русский инженер-генерал Петров

"...Живописная картина еще недавно дикой южной окраины Российской Империи преображалась привносимой сюда быстро возрождавшейся культурой. Во многом благодаря созидательной и научно-технической деятельности Н.П. Петрова"

15 января 1920 года, в возрасте 84 лет, в Туапсе скончался Андреевский кавалер (1915) Николай Павлович Петров (1836-1920) – выдающийся русский ученый, техник, инженер-генерал (1900), почетный член Санкт-Петербургской Императорской Академии наук (1894), председатель Русского Императорского технического общества (1896-1905), член Государственного Совета (1900).



К началу изысканий и строительства Армавир-Туапсинской ж.д. Н.П. Петров являлся исполняющим обязанности Председателя 11-го Департамента Государственного совета по промышленности, науке и торговле. Он и подготовил обстоятельный и обоснованный доклад императору о необходимости строительства Армавир-Туапсинской ж.д. В основу доклада легла работа Н.П. Петрова "Интересы и права частных лиц в вопросе об устройстве железных дорог на Кавказе и колоссальные потери страны от бездорожья". Эта работа не оставила никаких шансов Владикавказскому обществу ж.д. направить железную дорогу по иному направлению, а не к порту Туапсе. Кстати работа эта была опубликована под псевдонимом "Старожил". К 1906 году Н. Петров владел имением в селении Шепси уже более семи лет и мог с полным основанием позволить себе такой псевдоним. (Б.А. Левин, В.Г. Бусаров, соавторы книги "Без светоча теории…")

Русский инженер-генерал Петров

Имение с недостроенным домом в Шепси Н.П. Петров приобрел в 1899 году "на правах благоприобретенного имущества" у своего учителя — профессора механики Технологического института И.А. Вышнеградского, впоследствии министра финансов России. /сейчас это территория пансионата "Шепси"/

Русский инженер-генерал Петров

Петров с семьёй 1912 год

В доме Петрова любил отдыхать Менделеев, а его жена Анна Ивановна с удовольствием рисовала местные пейзажи (ныне хранятся в доме — музее Д.И Менделева в С-Петербурге).

Русский инженер-генерал Петров

Дом Петрова 1907 год

В 1899 году впервые Ф. Н. Пастернацкий упоминает о Шепси в своей книге «Климатолечебные пункты на Черноморском побережье» так: «Проехавший далее Додеркой, имение Рубинштейна, мы въехали в имение товарища министра путей сообщения Н. П. Петрова и посетили его усадьбу, расположенную на береговой возвышенности с прекрасным видом на море. В усадьбе этого имения повсюду видна правильная террасовка местности, а на террасах, живописно спускающихся к морю ущелью, разведен сад и парк. Небольшая дача, состоящая из нескольких комнат, соединяет в себе условия для удобной перезимовке в ней. Для лиц, который ищут для себя тихого уголка с чудным видом на море, которые не боятся одиночества, нельзя рекомендовать лучшего «убежища».

Русский инженер-генерал Петров

После революции рабочие частной лесопилки с хутора Бурляева, что был в верховьях реки Шепси, в 1918 году на территории усадьбы Петрова создали коммуну из 18 человек, действующую до образования в селе Шепси колхоза. В пещерах недалеко от Шепси в те года существовал монастырь! В 20-е годы он ещё функционировал, но спрятан от глаз был хорошо. Скрывались монахи от красных, белых и зеленых. Рассказывали, что дорога туда — на телеге можно въехать, а вход — в ложбинке так был сделан, что в метре рядом пройдешь, не заметишь. Богатый был монастырь. Говорят, сохранился до наших дней.

В постперестроечные годы за пансионат "сражались" новоявленные "эффективные" менеджеры. Отмечу два момента. Директор пансионата, фронтовик с одной рукой, поднявший не только пансионат, но и сам посёлок с инфраструктурой, были найден повесившимся. И печальные отзывы о сервисе в пансионате "Шепси".

Русский инженер-генерал Петров

В 2006 году в здании железнодорожного вокзала Туапсе, произошло торжественное открытие бюста выдающемуся русскому ученому и инженеру-механику Николаю Павловичу Петрову. Основателю нынешнего Московского государственного университета путей сообщения.

Научный труд Н.П.Петрова «Образовательные задачи России в виду предстоящего переворота политико-экономических отношений ее с народами запада и востока, вызываемого распространением наших железных дорог », вызвавший в свое время широкий общественный резонанс, был опубликован в 1899 г. В этой работе впервые промышленность России рассматривается как растущая сила, подающая надежду на свое интенсивное развитие в самом ближайшем будущем. При таком развитии не только отпадет необходимость в «охране ее таможенными границами»), а сама Россия может выступить полноправным конкурентом на мировом рынке и «не только с продукцией сельского хозяйства», ибо в стране совершаются процессы, как считает Петров, способные привести к последствиям «гораздо более важным, чем открытие в Китае пороха и компаса»

Русский инженер-генерал Петров

В 2013 году на фасаде бывшего особняка Петрова, расположенного на территории пансионата "Шепси", была торжественно открыта мемориальная доска. С обещаниями дальнейшей реставрации и создания музея Н.П. Петрова. Насколько за три года продвинулись дальше обещаний владельцы и местные власти, не знаю. Но судя по отсутствию дальнейшей информации — воз и ныне там. Возьму себе на заметку для посещения.

Кстати, железнодорожный мост через реку в Лазаревском (Сочи), построен по проекту Петрова.

Subscribe
promo toomth august 29, 2015 19:00 183
Buy for 100 tokens
Несмотря на дикие пробки на трассе Керчь-Симферополь, я таки выдвинулся сначала в райцентр Ленино, а потом и в город-спутник Щелкино, а уже оттуда попёрся на АЭС. В дикую жару, километров через 5 я понял что зря не взял такси... Пришлось намотать километров 20. В следующий раз возьму транспорт.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments