Русский инженер-генерал Петров

Русский инженер-генерал Петров

"...Живописная картина еще недавно дикой южной окраины Российской Империи преображалась привносимой сюда быстро возрождавшейся культурой. Во многом благодаря созидательной и научно-технической деятельности Н.П. Петрова"

15 января 1920 года, в возрасте 84 лет, в Туапсе скончался Андреевский кавалер (1915) Николай Павлович Петров (1836-1920) – выдающийся русский ученый, техник, инженер-генерал (1900), почетный член Санкт-Петербургской Императорской Академии наук (1894), председатель Русского Императорского технического общества (1896-1905), член Государственного Совета (1900).



К началу изысканий и строительства Армавир-Туапсинской ж.д. Н.П. Петров являлся исполняющим обязанности Председателя 11-го Департамента Государственного совета по промышленности, науке и торговле. Он и подготовил обстоятельный и обоснованный доклад императору о необходимости строительства Армавир-Туапсинской ж.д. В основу доклада легла работа Н.П. Петрова "Интересы и права частных лиц в вопросе об устройстве железных дорог на Кавказе и колоссальные потери страны от бездорожья". Эта работа не оставила никаких шансов Владикавказскому обществу ж.д. направить железную дорогу по иному направлению, а не к порту Туапсе. Кстати работа эта была опубликована под псевдонимом "Старожил". К 1906 году Н. Петров владел имением в селении Шепси уже более семи лет и мог с полным основанием позволить себе такой псевдоним. (Б.А. Левин, В.Г. Бусаров, соавторы книги "Без светоча теории…")

Русский инженер-генерал Петров

Имение с недостроенным домом в Шепси Н.П. Петров приобрел в 1899 году "на правах благоприобретенного имущества" у своего учителя — профессора механики Технологического института И.А. Вышнеградского, впоследствии министра финансов России. /сейчас это территория пансионата "Шепси"/

Русский инженер-генерал Петров

Петров с семьёй 1912 год

В доме Петрова любил отдыхать Менделеев, а его жена Анна Ивановна с удовольствием рисовала местные пейзажи (ныне хранятся в доме — музее Д.И Менделева в С-Петербурге).

Русский инженер-генерал Петров

Дом Петрова 1907 год

В 1899 году впервые Ф. Н. Пастернацкий упоминает о Шепси в своей книге «Климатолечебные пункты на Черноморском побережье» так: «Проехавший далее Додеркой, имение Рубинштейна, мы въехали в имение товарища министра путей сообщения Н. П. Петрова и посетили его усадьбу, расположенную на береговой возвышенности с прекрасным видом на море. В усадьбе этого имения повсюду видна правильная террасовка местности, а на террасах, живописно спускающихся к морю ущелью, разведен сад и парк. Небольшая дача, состоящая из нескольких комнат, соединяет в себе условия для удобной перезимовке в ней. Для лиц, который ищут для себя тихого уголка с чудным видом на море, которые не боятся одиночества, нельзя рекомендовать лучшего «убежища».

Русский инженер-генерал Петров

После революции рабочие частной лесопилки с хутора Бурляева, что был в верховьях реки Шепси, в 1918 году на территории усадьбы Петрова создали коммуну из 18 человек, действующую до образования в селе Шепси колхоза. В пещерах недалеко от Шепси в те года существовал монастырь! В 20-е годы он ещё функционировал, но спрятан от глаз был хорошо. Скрывались монахи от красных, белых и зеленых. Рассказывали, что дорога туда — на телеге можно въехать, а вход — в ложбинке так был сделан, что в метре рядом пройдешь, не заметишь. Богатый был монастырь. Говорят, сохранился до наших дней.

В постперестроечные годы за пансионат "сражались" новоявленные "эффективные" менеджеры. Отмечу два момента. Директор пансионата, фронтовик с одной рукой, поднявший не только пансионат, но и сам посёлок с инфраструктурой, были найден повесившимся. И печальные отзывы о сервисе в пансионате "Шепси".

Русский инженер-генерал Петров

В 2006 году в здании железнодорожного вокзала Туапсе, произошло торжественное открытие бюста выдающемуся русскому ученому и инженеру-механику Николаю Павловичу Петрову. Основателю нынешнего Московского государственного университета путей сообщения.

Научный труд Н.П.Петрова «Образовательные задачи России в виду предстоящего переворота политико-экономических отношений ее с народами запада и востока, вызываемого распространением наших железных дорог », вызвавший в свое время широкий общественный резонанс, был опубликован в 1899 г. В этой работе впервые промышленность России рассматривается как растущая сила, подающая надежду на свое интенсивное развитие в самом ближайшем будущем. При таком развитии не только отпадет необходимость в «охране ее таможенными границами»), а сама Россия может выступить полноправным конкурентом на мировом рынке и «не только с продукцией сельского хозяйства», ибо в стране совершаются процессы, как считает Петров, способные привести к последствиям «гораздо более важным, чем открытие в Китае пороха и компаса»

Русский инженер-генерал Петров

В 2013 году на фасаде бывшего особняка Петрова, расположенного на территории пансионата "Шепси", была торжественно открыта мемориальная доска. С обещаниями дальнейшей реставрации и создания музея Н.П. Петрова. Насколько за три года продвинулись дальше обещаний владельцы и местные власти, не знаю. Но судя по отсутствию дальнейшей информации — воз и ныне там. Возьму себе на заметку для посещения.

Кстати, железнодорожный мост через реку в Лазаревском (Сочи), построен по проекту Петрова.

promo toomth august 29, 2015 19:00 183
Buy for 100 tokens
Не смотря на дикие пробки на трассе Керчь-Симферополь, я таки выдвинулся сначала в райцентр Ленино, а потом и в город-спутник Щелкино, а уже от туда попёрся на АЭС. В дикую жару, километров через 5 я понял что зря не взял такси... Пришлось намотать километров 20. В следующий раз возьму транспорт.…