Банки смогут проверить заемщиков по единой базе мобильных номеров

Соответствующий законопроект разрабатывает Минкомсвязи с участием банкиров и коллекторов

Банки смогут проверить заемщиков по единой базе мобильных номеров


В России может быть создана единая база данных мобильных номеров. К разработке законопроекта, который узаконит проверку принадлежности номеров сотовых операторов их владельцам, приступило Минкомсвязи. С помощью базы коллекторские агентства и банки смогут установить, что конкретный мобильный телефон принадлежит гражданину с соответствующим ФИО, рассказал источник, близкий к Минкомсвязи.





По его словам, необходимость новации назрела в связи с ситуацией на рынке взыскания банковских долгов. Часто абоненты выкидывают «симки», а через шесть месяцев операторы передают номера новым владельцам. В итоге взыскатели не могут найти должников плюс беспокоят законопослушных граждан, не имеющих отношения к заемщикам.

Поправки должны быть внесены в закон «О связи». В настоящее время они разрабатываются с участием представителей банков и коллекторских агентств. Об этом рассказал источник, близкий к Минкомсвязи. Впервые вопрос о необходимости создания единой базы данных был поднят в Общественной палате в 2015 году, дело сдвинулось с мертвой точки только сейчас.

Доступ к базе будет открыт не для всех участников рынка, его однозначно получат банки, говорит собеседник. По словам источника, перечень имеющих доступ к базе и порядок такого доступа установит правительство.

Официальные представители Минкомсвязи сочли комментарии по теме преждевременными.

Банкиры и коллекторы подержали новацию.



— Данная база будет работать по аналогии с бюро кредитных историй, куда заинтересованные в рассылках или кампаниях обзвона организации смогут на платной основе делать запросы об актуальности номеров, — считает начальник департамента по работе с проблемной задолженностью группы Бинбанка Сергей Голец. — Персональных данных клиентов в базе не будет, только номер и дата заключения последнего договора по этому номеру.

По словам представителя Бинбанка, плюс для банков заключается в том, что они смогут сократить свои затраты на звонки и SMS третьим лицам, которые не имеют отношения к клиенту.



— Однако новые номера с помощью этой базы банки получать не смогут, — указывает Сергей Голец. — Для клиентов в данном случае никаких минусов нет, поскольку их персональные данные не раскрываются. При этом снижается вероятность того, что гражданина будут беспокоить по поводу долгов незнакомых ему людей, равно как и присылать SMS об акциях в магазинах парфюмерии, на которые подписался предыдущий владелец номера. Однако пока не ясно, как будет решаться вопрос с датой заключения последнего договора по номеру, если речь идет о переходе к другому оператору с сохранением номера, ведь дата договора будет свежей, а номер и владелец — прежними.

Банки смогут проверить заемщиков по единой базе мобильных номеров

По словам зампреда Локо-банка Андрея Люшина, преимущества новации можно будет оценить только тогда, когда будут доступны перечень услуг и тарифы для этого сервиса.



— Но создание сервиса, упрощающего идентификацию физлиц, в любом случае можно расценивать только позитивно: база может использоваться во всем кредитном цикле — от выдачи до сбора, и помогать в том числе и взыскателям, — уверен Андрей Люшин.

По словам президента компании «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елены Докучаевой, в большинстве развитых стран, где рынок коллекторских услуг существует уже несколько десятилетий, подобные законодательные акты действует давно и признаны эффективными.



— Например, в Норвегии коллекторские агентства имеют доступ к информации о должнике, в том числе к его персональным данным, включая и номер мобильного телефона, что позволяет проверить его на актуальность, — поясняет Докучаева. — В свою очередь, в России зачастую коллекторские агентства звонят тем, кто не является не только должником, но и не имеет к последнему никакого отношения.

По словам Елены Докучаевой, сейчас большая часть жалоб на действия профессиональных коллекторов относятся к категории «я не тот, кто вам нужен» — когда люди ошибочно числятся должниками или поручителями. На такие жалобы приходится около 80–90%.



— Но проверить эту информацию — говорит ли собеседник правду или должник пытается уклониться от выполнения своих обязательств, — у коллекторских агентств нет возможности, поэтому реализация инициативы необходима, — считает президент «Секвойи».

Юристы и сотовые операторы против создания единой базы данных мобильных номеров.



— Возможный положительный эффект от создания базы мобильных номеров в решении описанных ниже проблем будет минимальным, при этом откроются новые горизонты для злоупотреблений вследствие утечки информации, — уверена партнер компании «Юков и партнеры» Светлана Тарнапольская. — Кроме того, SIM-карты часто приобретаются одним лицом, а используются другим — это нормальная ситуация, которую нет возможности ограничить как-то законодательно, и это сводит эффект от создания такой базы мобильных номеров к нулю.

В пресс-службе компании «Билайн» также заявили, что создать базу данных мобильных номеров — значит подвергнуть риску персональные данные клиентов.

По мнению Светланы Тарнапольской, решать проблему нужно совсем с другой стороны — путем наложения законодательных ограничений на вмешательство в частную жизнь граждан с использованием средств мобильной связи, а не при помощи создания базы данных телефонных номеров.



— Можно также законодательно запретить операторам мобильной связи передавать номера новым владельцам или установить продолжительный (в 2–3 года) временной интервал между блокировкой номера и возможной передачей другому владельцу, — уверена собеседница.

Банки смогут проверить заемщиков по единой базе мобильных номеров


Госдума в первом чтении рассмотрит закон о коллекторах

Госдума в первом чтении рассмотрит законопроект, вводящий жесткие нормы и требования к коллекторам. Проект закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов» (так называемый проект спикеров) внесли депутаты Государственной думы Сергей Нарышкин, Николай Гончар, члены Совета Федерации Валентина Матвиенко и Сергей Рябухин.


Законопроект тщательно прописывает правила взаимодействия с должниками банков, микрофинансовых организаций, других кредиторов и лиц, осуществляющих взыскание задолженности. В нем предусмотрены серьезные коррективы деятельности коллекторов, которым запрещены применение физической силы, угрозы ее применения, причинение вреда здоровью, повреждение имущества, психологическое давление и введение в заблуждение. Этот документ также запрещает сообщать о долге третьим лицам, включая родственников и сослуживцев, размещать сведения о должнике в интернете или на жилом доме.

Согласно этому законопроекту кредиторы и коллекторы должны действовать «добросовестно и разумно» и не могут беспокоить должника более двух раз в неделю (при этом не чаще, чем раз в сутки) и более восьми раз в месяц. Коллектор вправе общаться по поводу долга с самим должником либо с его письменного согласия с другими лицами, которым, в частности, может быть адвокат должника.

По мнению председателя комитета Госдумы по экономической политике Анатолия Аксакова, чей комитет одобрил принятие законопроекта в первом чтении, коллекторы должны стать консультантами, которые помогают заемщикам в возврате долгов, а не третируют их.



— Еще в 2011 году, когда проблема была еще не столь острой, я вносил законопроект о защите прав граждан при взыскании задолженности. Сейчас нужно наверстать упущенное время и добиться формирования цивилизованного рынка коллекторских услуг. Система взысканий, которая создает проблемы гражданам, нам не нужна, — подчеркнул депутат, отметив, что положения законопроекта создают правовую базу для предупреждения использования коллекторами недобросовестных методов взыскания, нарушающих права граждан.

По словам парламентария, законопроект предусматривает такую необходимую меру, как ограничение личных контактов с должниками со стороны кредитора или уполномоченных им лиц и компаний, вводит реестр профессиональных взыскателей и устанавливает требования к ним, а также определяет порядок взаимодействия взыскателей с должниками и ответственность взыскателей.

В комитете Госдумы по финансовому рынку напомнили, что на заседании комитета было рассмотрено 12 альтернативных проектов законов, касающихся коллекторской деятельности.



— Мы рассматривали 12 альтернативных законопроектов, из которых один отозвали сами авторы. На палате будем рассматривать оставшиеся 11 законопроектов. Десять из них идут на отклонение решением комитета, потому что есть ряд вопросов к самим инициативам. Остается один законопроект, получивший положительное заключение. Будем голосовать за него и предлагать палате его поддержать. Этот законопроект (внесен Валентиной Матвиенко и Сергеем Нарышкиным) самый объемный, охватывает весь спектр проблем данного вопроса и содержит более ужесточающие меры, — пояснила член комитета Госдумы по финансовому рынку Марина Мукабенова.

Банки смогут проверить заемщиков по единой базе мобильных номеров




promo toomth august 29, 2015 19:00 183
Buy for 100 tokens
Несмотря на дикие пробки на трассе Керчь-Симферополь, я таки выдвинулся сначала в райцентр Ленино, а потом и в город-спутник Щелкино, а уже оттуда попёрся на АЭС. В дикую жару, километров через 5 я понял что зря не взял такси... Пришлось намотать километров 20. В следующий раз возьму транспорт.…
Я просто не отвечаю на звонки с незнакомых номеров.
Да я куплю эту базу, через три дня как примут этот закон. Найду кешу говоруна по айпи, пробью по соцсетям, пройду по всем ниточкам знакомых. И алес махен, буду знать кто, что, где. Адрес, адрес родителей, родственников и знакомых. Закжу паспорт криминальным "паспортистам" и куплю порш кайен в автокредит, три раза перепродам, а ты кеша будешь платить этот кредит, как ипотеку 25 лет.