Коммерческий космос:
 история, планы, реальность

Коммерческий космос:
 история, планы, реальность

Освоение космоса, начинавшееся в середине прошлого века как дело, прежде всего, государственного престижа, долгое время было крайне затратным развлечением двух мировых сверхдержав, сражающихся за первенство в этой знаковой сфере, достижения в области которой так легко распропагандировать и популяризовать. Однако ожидавшаяся как писателями-фантастами, так и всей мировой общественностью «космическая эра», с непременной колонизацией других планет и межзвёздными перелётами, так и не наступила: даже для СССР и США такое расширение космической индустрии оказалось затеей чрезвычайно рискованной и, в конечном счёте, убыточной – так что и полёт человека на Марс в качестве события более-менее близкого будущего выглядит пока что весьма сомнительным. Но свято место пусто не бывает: с развитием технологий в этом деле появились новые игроки, потеснившие великие державы, и новые возможности – связанные с чисто практической и коммерческой эксплуатацией космического пространства. Отдельные новости, посвящённые этой теме, достаточно часто появляются на страницах ITC.ua, – но попробуем описать и несколько более общую картину.

Понятно, что частные корпорации, выходящие на арену покорения космоса, преследуют иные цели, нежели сверхдержавы образца 1960-х или даже 1980-х годов: место громких слов и показательных подвигов занимают бизнес-проекты – не такие звучные, но всё же по-своему примечательные. Уже в 2010 году примерно треть от мировых запусков космических ракет (а именно – 23 случая из 74-х) были делом рук частных предпринимателей. При этом исторически первой и до сих пор преобладающей отраслью коммерческого освоения космоса оказывается спутниковая связь.

Первый случай запуска в космос частного аппарата относится ещё к декабрю 1961 года: всего через несколько месяцев после полёта Юрия Гагарина (и через четыре года после «Спутника-1») из Калифорнии на низкую околоземную орбиту был отправлен OSCAR I – любительский радиоспутник. Правда, по сути своей это была скорее игрушка, в течение трёх недель транслировавшая сигнал «HI». Зато совсем скоро началось и использование космического пространства в коммерческих целях: 10 июля 1962 года американские телекоммуникационные компании AT&T и Bell Telephone Laboratories произвели совместный запуск спутника под названием Telstar 1 (от «telecommunications» и «star»), предназначением которого была трансатлантическая передача телевизионного (и не только) сигнала. Помимо тридцати миллионов долларов, потраченных на сооружение аппарата и наземных станций-приёмников (прежде всего, американской, британской и французской), корпорациям пришлось выложить ещё 3 миллиона по договору с NASA за вывод спутника на орбиту. Запуск прошёл успешно, но из-за особенностей этой самой орбиты вести трансляции спутник мог только в течение 20 минут – с перерывом на два часа до следующего витка.

Первый в мире публичный сеанс космического телевещания состоялся 23 июля 1962 года; запланированное приветствие президента США Дж. Кеннеди не поспело к моменту трансляции, и дебютом космической связи стал переданный через Атлантику фрагмент бейсбольного матча. Немного позднее Telstar 1 транслировал также телефонный звонок и позволил синхронизировать время между Америкой и Великобританией с точностью до одной микросекунды. Прогнозируемый срок жизни аппарата должен был составить 10–15 лет упорной борьбы с космической радиацией, – однако всего через несколько месяцев Telstar 1 пал жертвой радиации вполне земного происхождения. По злой иронии судьбы, спутник попал в зону действия последствий испытания американской же ядерной бомбы Starfish Prime, состоявшегося всего за день до его собственного запуска, и впервые замолк в ноябре того же года, а окончательно – в феврале 1963-го (что не мешает ему до сих пор оставаться на орбите). За всего четыре месяца работы Telstar 1 успел передать более четырёхсот телефонных, телевизионных, телеграфных и факсовых сообщений, указав тем самым одно из наиболее перспективных направлений коммерческого освоения космоса.

Коммерческий космос:
 история, планы, реальность

Telstar – первый коммерческий искусственный спутник Земли

Разумеется, государственные предприятия, такие как NASA, продолжали заниматься спутниковой связью параллельно с частными корпорациями, а часто и в сотрудничестве с ними. Так, компания Говарда Хьюза Hughes Aircraft – а точнее, такие её подразделения как Hughes Space and Communications Group и Hughes Space Systems Division, ставшие едва ли не первым в истории частным космическим предприятием, – разрабатывала серию экспериментальных спутников Syncom, сдаваемых в аренду Министерству обороны США. В отличие от Telstar, они стали первыми аппаратами, вращающимися по геосинхронной орбите, – то есть, остающимися неподвижными для земного наблюдателя, а потому и обеспечивающими теоретически круглосуточную связь. Что и доказал на практике Syncom 3, запущенный 19 августа 1964 года и через два месяца после этого успешно осуществивший со своего «стационарного места» в районе Линии перемены даты трансляцию Олимпийских игр в Токио на телеэкраны североамериканских зрителей.

Вдохновлённая успехом, Hughes Aircraft произвела уже полностью частный спутник связи Intelsat I для телекоммуникационной компании COMSAT, запущенный в апреле 1965-го и доказавший ощутимость коммерческой выгоды от этого направления зарождавшейся космической индустрии. А потому не удивительно, что эксплуатация на околоземной орбите таких спутников, к которым вскоре прибавились и метеорологические станции, и спутниковые телефоны, – такие как дебютировавшее в 1997 году семейство «Иридиум» корпорации Iridium Communications, – продолжает пользоваться популярностью. Та самая Hughes Space and Communications Company по данным на 2000 г., когда она была приобретена компанией Boeing, переименовавшей бывшее подразделение Хьюза в Boeing Satellite Development Center, сконструировала 40% всех существовавших на то время ИСЗ. А с появлением спутников сверхмалых форматов – таких, как CubeSat массой в несколько килограмм, – их запуск стал доступным не только небольшим частным организациям, но даже и, например, средним школам или просто отдельным людям.

Коммерческий космос:
 история, планы, реальность

Привычная картина XXI века: школьники в качестве домашнего задания запускают спутник («Гостья из будущего», 1984 г.)

Правда, запуск сотен спутников, при всей их коммерческой выгодности, трудно назвать особо зрелищным и эффектным направлением освоения космоса частными компаниями и лицами – в отличие от другой сферы этого занятия: космического туризма. Именно для превращения суборбитального и даже орбитального пространства в популярное место для путешествий были созданы такие известные компании как калифорнийская XCOR Aerospace (1999 г.) или Virgin Galactic Ричарда Брэнсона (2004 г.). Правда, успех в этой отрасли туриндустрии пока что сопутствовал только компании Space Adventures Эрика Андерсена, основанной в 1998 г. в Вирджинии (и обязанная этим успехом не в последнюю очередь тесным сотрудничеством с российским и европейским космическими агентствами). Начиная с Денниса Тито в 2001 году и заканчивая канадцем Ги Лалиберте в 2009-м, в космос по такой путёвке смогли полететь всего семь человек (включая таких знаменитостей компьютерной индустрии как Марк Шаттлворт и Ричард Гарриотт) – заплативших за примерно 10-12 дней пребывания в невесомости от 20 до 40 миллионов долларов.
Коммерческий космос:
 история, планы, реальность

Майкл Шаттлворт – второй из семи космических туристов

Понятное дело, что массовым и популярным такую отрасль космической индустрии назвать сложно – да и отсутствие новостей за последние семь лет навевает на не самые радостные мысли. Впрочем, Space Adventures по-прежнему рекламируют свои услуги всем желающим, скромно умалчивая при этом о таких мелочах как текущие цены на путёвки. У других потенциальных игроков этой отрасли рынка дела обстоят не менее туманно. XCOR Aerospace уже немало лет пытается реализовать проект собственного суборбитального корабля Lynx: дата первого полёта, запланированного было на 2010 год, сдвинулась сначала на 2012-й, потом на 2013-й, 2015-й… 31 мая 2016-го было объявлено о сокращении значительной части персонала компании и о заморозке проекта Lynx, с целью концентрации усилий на создании ракетного двигателя. Зато веб-сайт XCOR также предлагает пока что ещё всем желающим забронировать билет на космический полёт; по данным на 2012-й год этим предложением уже воспользовались примерно 175 человек, заплативших по 95 тыс. долларов, – что всё-таки намного меньше, чем у конкурентов.

Из этих последних Virgin Galactic мелькает в новостях куда чаще, да и предзаказов на свои услуги набрала намного больше – не менее 700 проданных билетов по значительно более внушительной цене в 200–250 тыс. долл. Первый полёт был намечен на конец 2009-го, а затем по традиции постоянно переносился, пока сконструированный компанией аппарат VSS Enterprise не разбился во время очередного испытания в октябре 2014-го. Тем не менее, Ричард Брэнсон рук не опускает – и, наряду с привычными для себя чисто маркетинговыми ходами, вроде презентации модных лётных костюмов для пилотов будущего корабля, занимается созданием нового аппарата, VSS Unity. Как раз в текущем августе планируется завершить все наземные испытания, но первые пробные полёты ожидаются лишь в конце 2017-го. О сроках же хотя бы примерного начала коммерческой эксплуатации теперь уже благоразумно умалчивается (к некоторому недовольству заплативших за билеты).

Коммерческий космос:
 история, планы, реальность

VSS Unity, новая надежда Virgin, на презентации в феврале 2016 г.

Среди прочих, менее заметных компаний, пытавшихся или пытающихся организовать космический туризм, можно вспомнить основанную Джоном Кармаком Armadillo Aerospace, деятельность которой приостановлена с августа 2013 г. Спустя год некоторые бывшие её сотрудники сформировали новую структуру под названием Exos Aerospace; судя по всему, эта компания продолжает трудиться над ракетным двигателем для суборбитальных полётов SARGE (наследником кормаковского Stig), хотя заявки на участие в полётах уже принимаются и здесь, даже с возможностью выбрать в качестве возможных вариантов ответа «хочу полететь в этом году» или же «в следующем».

В недавнем прошлом имелись свои планы по активизации космического туризма и на других континентах. Ещё в 2007 году EADS, Европейский аэрокосмический и оборонный концерн, ныне известный как Airbus Group, объявил об открытии посвящённого космическому туризму подразделения Astrium и даже представил на парижском «Авиа-шоу 2007» муляж настоящей ракеты для такого дела – с пассажирским отсёком на 4 места. Примерная стоимость билета должна была составить 200 тыс. евро, включая трансфер в космопорт и обратно, обучение и попутный отдых на тематическом курорте премиум-класса. Начать туробслуживание желающих побывать в космосе клиентов планировалась в 2012 году, а к 2020-му компания даже собиралась довести ежегодное число обслуженных путешественников до 15000 человек, каковой показатель даже смело оценивался как 30% от всего прогнозируемого рынка космического туризма. Пожалуй, можно и не удивляться, что вот уже несколько лет, как об этих планах ничего больше не слышно.

Коммерческий космос:
 история, планы, реальность

Интерьер четырёхместного пассажирского космического корабля – с презентации проекта EADS Astrium

Впрочем, не ракетами едиными: частная испанская компания Zero2infinity, основанная в Барселоне в 2009 году, занимается разработкой воздушных шаров для суборбитальных полётов (как в научных, так и в развлекательных целях). Проект «почти-космического корабля», позволяющего подняться на сравнительно скромную высоту 36 км, называется «bloon»: оболочка аэростата наполняется инертным гелием, а кабина позволяет разместиться четырём пассажирам. Правда, пока что испытания проходили лишь беспилотные аппараты, но возможность забронировать билет на будущий рейс имеется и здесь – за 110 тыс. долл. К счастью, платить всю сумму заранее не обязательно: 10 тыс. зафиксируют ваше имя в списке приоритетных клиентов, 50 тыс. нужно будет внести в качестве предоплаты после первого успешного испытания аппарата с человеком на борту, а оставшиеся 50 тыс. можно будет заплатить уже при утверждении точной даты вашего полёта.

Коммерческий космос:
 история, планы, реальность

bloon: в ближний космос – на воздушном шаре. Романтика!

Как ни оценивать реалистичность такого рода проектов, вряд ли стоит сомневаться, что ожидавшегося вроде бы совсем недавно «масштабного обвала цен на рынке космотуризма» из-за появления в этой области настоящей конкуренции, как минимум, в ближайшее время ожидать не стоит. Да и сам космический туризм переживает сейчас не самые лучшие времена – и, очевидно, не из-за недостатка спроса, раз уже немалое число потенциальных космонавтов-любителей охотно готово заплатить за одни только обещания пусть и не десятки миллионов долларов, но всё же сотню-другую тысяч. Понятно, что конструирование собственных ракет, способных вывести в космос как спутники, так и аппараты с экипажем, – куда более сложная задача для частных компаний, нежели создание красочного веб-сайта и рекламного видеоролика на тему скорого взрыва популярности космотуризма.

Зато и результаты, полученные в области ракетостроения, оказываются куда более весомыми и заслуживающими внимания. Первым в истории частным разработчиком космических аппаратов была немецкая компания OTRAG (Orbital Transport und Raketen AG), основанная в 1975 г. в Штутгарте инженером и предпринимателем Лутцем Кайзером. Замысел его заключался в создании ракет многоступенчатого типа для вывода на орбиту небольших (от 1 до 10 тонн) спутников, – аппараты должны были быть серийными, а потому и обходиться на порядок дешевле, чем имеющаяся на то время продукция государственных предприятий. К середине 1980-х Кайзер потратил на свой проект 200 млн. долл. и произвёл почти два десятка опытных запусков на полигонах в Конго и Ливии, прежде чем правительство ФРГ, одно время внимательно следившее за успехами OTRAG, не утратило к нему всякий интерес и, подписав договор с Францией об участии в работах над общеевропейским семейством ракет «Ариан», не принудило частного энтузиаста свернуть все свои дела. Впрочем, и в XXI веке Лутц Кайзер продолжает активно заниматься проектами частных космических аппаратов – и в 2006 г. передал часть своих старых наработок высоко оценившему их Джону Кормаку, тогда ещё вовсю увлечённому планами создания своего собственного корабля.

Коммерческий космос:
 история, планы, реальность

Испытание двигателей ракет OTRAG в 1972 г.

Однако наибольшие успехи в деле запуска частного космического аппарата связаны не с Armadillo Aerospace, а с компанией Бёрта Рутена Scaled Composites. Ещё с 1982 года она занималась экспериментальным авиастроением, а в 2004-м успешно получила «Ansari Х-Prize» – премию в 10 млн. долларов, предназначенную той неправительственной организации, которая дважды в течение двух недель сможет запустить сконструированный ею пилотируемый космический корабль, способный поднять троих членов экипажа на высоту 100 км или более. Как известно, суборбитальный пилотируемый летательный аппарат SpaceShipOne смог достичь этой цели в аккурат в день 47-годовщины запуска первого искусственного спутника Земли, открыв, по мнению Рутана, начало возрождения «эпохи человека в космосе». Правда, неудачи SpaceShipTwo, ставшего результатом сотрудничества Scaled Composites и Virgin Galactic, напоминают о том, что космонавтика остаётся не только весьма затратной, но и очень рискованной отраслью промышленности, прогнозировать развитие которой – дело не очень благодарное.

Не самым удачным образом складываются дела и у Bigelow Aerospace Роберта Бигелоу, разрабатывающей проекты орбитальных станций для постоянного проживания: в начале 2016 года компания вынуждена была уволить около трети своего персонала. Тем не менее, надувной жилой модуль B330, вдохновлённый оставшимся нереализованным проектом NASA TransHab, ещё в 1990-х годах собиравшимся прийти на смену жёсткой и нерасширяемой структуре МКС, пока что всё ещё планируется к запуску в 2020 году.

Коммерческий космос:
 история, планы, реальность

Макет расширяемого модуля космического поселения В330 от Bigelow Aerospace

Тем не менее, во многом частные предприятия таки потеснили сверхдержавы: к примеру, с 1996 по 2002 год состоялось 245 запусков космических аппаратов коммерческими компаниями – против 167-ми, совершённых государственными агентствами. Имеются у спонсоров и новые призы для приватных компаний, которые способны стимулировать и развитие качественное, а не только количественное: уже 16 команд соревнуются за Google Lunar X-Prize. 30 миллионов USD будут присуждены конструкторам роботизированного аппарата, который сможет: а) успешно прилуниться, б) проехать не менее 500 метров, и в) передать на Землю фото и видео с поверхности нашего единственного естественного спутника в HD-разрешении. Задача вполне реальная – особенно если вспомнить программы «Аполлонов» и «Луноходов».

Так, буквально несколько дней назад о своих далеко идущих планах поведала компания Moon Express, только что получившая разрешение правительства США на организацию полёта на Луну в конце 2017 года. На этот раз основной целью является не космический туризм и не показательные выступления, а долгосрочная перспектива добычи ресурсов, включая редкоземельные элементы. По мнению со-основателей Moon Express – миллиардера Навина Джейна (эмигранта из Индии и бывшего сотрудника Microsoft, сколотившего состояние в эпоху «доткомов»), увлечённого космосом канадского предпринимателя Боба Ричардса и технического специалиста Барни Пелла, – в ближайшие 15 лет Луна имеет все перспективы стать важнейшей составляющей экономики человечества. Своих ракет для запуска у компаньонов нет – но есть контракт с новозеландским подразделением Rocket Lab.

Ещё одна компания среди шестнадцати, соревнующихся за Lunar X-Prize, и вторая из тех, что планируют запуск своего аппарата уже в следующем году, – израильская SpaceIL, подписавшая договор не с кем-нибудь, а со SpaceX Илона Маска. Не в последнюю очередь благодаря личному обаянию этого знаменитого предпринимателя SpaceX регулярнее всех прочих мелькает в новостях даже далёких от космической тематики ресурсов. Как бы ни относиться к таким проектам и обещаниям Маска как экспедиция на Марс уже в 2024 году или «дешёвые» вакуумные поезда, определённые реальные результаты у компании всё же имеются – та же ракета Falcon 9, столь успешно эксплуатируемая в этом году, – именно она, как ожидается, и доставит израильский луноход на место назначения всего через год с небольшим.

Коммерческий космос:
 история, планы, реальность

Модель лунохода от SpaceIL, продемонстрированная в октябре 2015 г.

Тем временем как раз добыча ресурсов имеет все шансы стать в скором будущем едва ли не основным из направлений коммерческого освоения космоса частными компаниями – потеснив даже спутники связи и уж точно убрав на третий план эффектный внешне, но совсем не массовый и не очень рентабельный космический туризм. В качестве потенциальных жертв более всего подходят астероиды, кометы и прочие недалёкие космические объекты, богатые такими интересными для землян ресурсами как иридий или палладий, не говоря о золото или платине. Эти благородные металлы планируется доставлять назад на Землю, в то время как железо, никель и алюминий – использовать для строительства баз прямо на местах.

Для этих целей было основаны такие частные американские предприятия как Planetary Resources (2012 г.) и Deep Space Industries (2013 г.) – впрочем, разработки обеих компании пока что находятся на стадии проектирования и предварительных испытаний. Первая о своих планах осторожно помалкивает, а вторая объявила недавно, что запустит экспериментальный роботизированный аппарат Prospector-X для добычи воды и других полезных ресурсов из астероида уже примерно в 2021 году – причём совместно с правительством Люксембурга.

Коммерческий космос:
 история, планы, реальность

Концепт промышленного освоения астероида от Deep Space Industries

Пока же для такого рода бизнес-проектов подготавливается законодательная база: 25 ноября 2015 г. президент США подписал единогласно принятый законодательным собранием этой страны «Акт о конкурентоспособности коммерческих космических программ», закрепляющий за любыми частными компаниями и американскими гражданами права владения теми космическими ресурсами, которые они смогут добыть, – правда, с оговоркой на тему соответствия международным соглашениям. Ведь ещё в 1967 году Соединенные Штаты Америки, Великобритания и Советский Союз подписали «Договор о космосе», ратифицированный впоследствии и большинством других стран, – согласно которому ни одно небесное тело не может быть присвоено каким-либо государством, а использование космического пространства является «достоянием всего человечества». На этот случай новый закон США специально оговаривает, что права на ресурсы не означают юрисдикцию этой страны над каким-либо небесным телом.
Коммерческий космос:
 история, планы, реальность

Комета 67/РЧурюмова-Герасименко: не в последнюю очередь успешная посадка на её ядро спускаемого аппарата и последующие исследования его химического состава как раз и навели как предпринимателей и законодателей на мысль об актуальности эксплуатации космических ресурсов

Таким образом, несмотря на случаи закономерных неудач, от которых никогда не были застрахованы и могущественные супердержавы, частные компании медленно, но неуклонно продолжают коммерческое освоение космоса. После солидных успехов в сфере космической связи и не самых удачных начинаний в отношении космического туризма, конструирование и запуск частных космических аппаратов постепенно становится реальностью – даже если говорить о скорых путешествиях на Марс ещё и преждевременно. Разумеется, проблем остаётся ещё немало – и не только технических или законодательных, но и этических – связанных с планирующейся добычей полезных ископаемых с других небесных тел и требующих с особой осторожностью подходить к делу тотальной коммерциализации космоса и его эксплуатации в частных интересах.

promo toomth august 29, 2015 19:00 183
Buy for 100 tokens
Несмотря на дикие пробки на трассе Керчь-Симферополь, я таки выдвинулся сначала в райцентр Ленино, а потом и в город-спутник Щелкино, а уже оттуда попёрся на АЭС. В дикую жару, километров через 5 я понял что зря не взял такси... Пришлось намотать километров 20. В следующий раз возьму транспорт.…
Если долго всматриваться в бездну - бездна начнет всматриваться в тебя.