toomth (toomth) wrote,
toomth
toomth

Советский Кишинёв (1960-е – 1980-е)

Кишинёв впервые упоминается в грамоте 1436 г. и получил права города в 1818 г., после вхождения в состав Российской империи. К началу 20 века эта была огромная "деревня" с населением более 100 тыс. человек. В 1910 г. из 10 тыс. домов только 4 (!) были трёхэтажными, зато в том же году появился трамвай (конка была с 1889 г.).
Если посмотреть сравнительную панораму Кишинёва 1889 г. и начала 2000-х , можно представить, как мало осталось от дореволюционного города. В советское время облик молдавской столицы был сформирован практически заново.

Начнём, как положено, с вокзала. Меня всегда удивляло, насколько сталинская архитектура была изощрённой в интерпретировании различных исторических и национальных стилей, будь то Древний Рим, нарышкинское барокко или исламское зодчество. Для советской Молдавии "национальными" было решено считать византийские мотивы. Соответственно, вокзалу придали такой облик.

Нынешний вокзал был отстроен заново в 1948 г. (архитектор Л. Чуприн, главным консультантом был выдающийся архитектор Алексей Щусев), строительство вели немецкие военнопленные.
А первый возник ещё в 1871-м и до войны выглядел так:



Как утверждает Википедия, "В 1944 году здание было практически уничтожено авианалётами. По некоторым данным, вина в разрушении вокзала лежит на американских ВВС, произведших ковровое бомбометание и в течение всего одной ночи уничтоживших почти всю старую часть Кишинёва (в настоящее время там располагается бульвар Григоре Виеру, бывший бульвар Ренаштерий)".
Про ковровые бомбардировки Кишинёва американцами я до сего дня не слышал, надо будет уточнить.

Вокзал в 1974:


От дореволюционной архитектуры в Кишинёве всё же кое-что осталось, конечно.
Например, храм Рождества Христова, который в 1970-м был выставочным залом:

Именно таким я его застал в далёком 1987 г., во время своего единственного посещения города.

В постсоветское время храму вновь пристроили колокольню и чего-то сделали с куполом:


С дореволюционных времён также здание горадминистрации (ныне Примэприи) на проспекте Ленина:


И Краеведческий музей (снимок 1970-х):


Ещё оставался (и остаётся, к счастью) и такой милый Кишинёв:


Как и положено столице союзной республики, главная магистраль была оформлена монументальными сталинскими зданиями:


Среди памятников сталинского классицизма - Молдавский музыкально-драматический театр им.Пушкина (снимок 1974 г.):


В Брежневские времена Кишинёв продолжал бурно развиваться и его лицо всё больше определяли новые архитектурные доминанты.
1974, Гостиница "Турист":


Кинотеатр "Шипка":


Здание Госбанка, 1974:



Дом правительства Молдавской ССР, 1974:


Государственный академический театр оперы и балета имени Пушкина:


Гостиница "Интурист", 1987:


Резко выросший масштаб городской застройки символизировали новые парадные ворота Кишинёва:


Конечно, после 1991 г. ни о каких крупных градостроительных проектах из-за экономических трудностей уже не могло быть и речи, поэтому архитектурный облик города с тех пор, как можно судить по современным снимкам, не претерпел кардинальных изменений. Но в последние годы в нём всё-таки появились несколько знаковых новостроек, например, эта.


Subscribe
promo toomth august 29, 2015 19:00 183
Buy for 100 tokens
Несмотря на дикие пробки на трассе Керчь-Симферополь, я таки выдвинулся сначала в райцентр Ленино, а потом и в город-спутник Щелкино, а уже оттуда попёрся на АЭС. В дикую жару, километров через 5 я понял что зря не взял такси... Пришлось намотать километров 20. В следующий раз возьму транспорт.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments