Советский Кишинёв (1960-е – 1980-е)

Кишинёв впервые упоминается в грамоте 1436 г. и получил права города в 1818 г., после вхождения в состав Российской империи. К началу 20 века эта была огромная "деревня" с населением более 100 тыс. человек. В 1910 г. из 10 тыс. домов только 4 (!) были трёхэтажными, зато в том же году появился трамвай (конка была с 1889 г.).
Если посмотреть сравнительную панораму Кишинёва 1889 г. и начала 2000-х , можно представить, как мало осталось от дореволюционного города. В советское время облик молдавской столицы был сформирован практически заново.

Начнём, как положено, с вокзала. Меня всегда удивляло, насколько сталинская архитектура была изощрённой в интерпретировании различных исторических и национальных стилей, будь то Древний Рим, нарышкинское барокко или исламское зодчество. Для советской Молдавии "национальными" было решено считать византийские мотивы. Соответственно, вокзалу придали такой облик.

Нынешний вокзал был отстроен заново в 1948 г. (архитектор Л. Чуприн, главным консультантом был выдающийся архитектор Алексей Щусев), строительство вели немецкие военнопленные.
А первый возник ещё в 1871-м и до войны выглядел так:



Как утверждает Википедия, "В 1944 году здание было практически уничтожено авианалётами. По некоторым данным, вина в разрушении вокзала лежит на американских ВВС, произведших ковровое бомбометание и в течение всего одной ночи уничтоживших почти всю старую часть Кишинёва (в настоящее время там располагается бульвар Григоре Виеру, бывший бульвар Ренаштерий)".
Про ковровые бомбардировки Кишинёва американцами я до сего дня не слышал, надо будет уточнить.

Вокзал в 1974:


От дореволюционной архитектуры в Кишинёве всё же кое-что осталось, конечно.
Например, храм Рождества Христова, который в 1970-м был выставочным залом:

Именно таким я его застал в далёком 1987 г., во время своего единственного посещения города.

В постсоветское время храму вновь пристроили колокольню и чего-то сделали с куполом:


С дореволюционных времён также здание горадминистрации (ныне Примэприи) на проспекте Ленина:


И Краеведческий музей (снимок 1970-х):


Ещё оставался (и остаётся, к счастью) и такой милый Кишинёв:


Как и положено столице союзной республики, главная магистраль была оформлена монументальными сталинскими зданиями:


Среди памятников сталинского классицизма - Молдавский музыкально-драматический театр им.Пушкина (снимок 1974 г.):


В Брежневские времена Кишинёв продолжал бурно развиваться и его лицо всё больше определяли новые архитектурные доминанты.
1974, Гостиница "Турист":


Кинотеатр "Шипка":


Здание Госбанка, 1974:



Дом правительства Молдавской ССР, 1974:


Государственный академический театр оперы и балета имени Пушкина:


Гостиница "Интурист", 1987:


Резко выросший масштаб городской застройки символизировали новые парадные ворота Кишинёва:


Конечно, после 1991 г. ни о каких крупных градостроительных проектах из-за экономических трудностей уже не могло быть и речи, поэтому архитектурный облик города с тех пор, как можно судить по современным снимкам, не претерпел кардинальных изменений. Но в последние годы в нём всё-таки появились несколько знаковых новостроек, например, эта.


promo toomth august 29, 2015 19:00 183
Buy for 100 tokens
Не смотря на дикие пробки на трассе Керчь-Симферополь, я таки выдвинулся сначала в райцентр Ленино, а потом и в город-спутник Щелкино, а уже от туда попёрся на АЭС. В дикую жару, километров через 5 я понял что зря не взял такси... Пришлось намотать километров 20. В следующий раз возьму транспорт.…