В России вводятся новые правила ОСАГО. Что нужно знать?

28 апреля в России начнут действовать новые правила возмещения убытков по полисам обязательного автострахования (ОСАГО). За 30 дней до этого соответствующий закон подписал и отправил на опубликование президент Владимир Путин. Закон устанавливает приоритет натурального возмещения по ОСАГО, и мы подготовили ответы на основные вопросы, связанные с предстоящими изменениями.
В России вводятся новые правила ОСАГО. Что нужно знать?


Что означает приоритет натурального возмещения?

Означает, что в подавляющем большинстве случаев автовладельцам, попавшим в ДТП, теперь придется обращаться в страховые компании не за выплатой страховки, а за направлением на ремонт. Раньше у водителя, угодившего в аварию, был выбор — взять деньгами и самому решать вопросы восстановления своего железного коня или довериться одной из станций технического обслуживания (СТО) из списка компании-страховщика.

Но участники страхового рынка убедили правительство и законодателей в том, что такой «вольницей» успешно пользовались мошенники. Противостоять их изощренным схемам страховщики были не в состоянии, они терпели большие убытки, и все это в конечном итоге грозило развалом рынка обязательного автострахования, которое потому так и называется, что иметь полис ОСАГО по закону обязан каждый автовладелец.

В России вводятся новые правила ОСАГО. Что нужно знать?

То есть на деньги по ОСАГО теперь можно не рассчитывать?

Новыми правилами утвержден перечень случаев, когда по полису ОСАГО все-таки может последовать денежная выплата. Прежде всего речь идет о ситуациях, когда ДТП повлекло самые печальные последствия: смерть потерпевшего или причинение вреда его здоровью — тяжкого либо средней тяжести. Деньги по полису ОСАГО обязаны перечислить и в случае полного уничтожения автомобиля.

Возмещение из кассы страховой компании последует также в ситуации, когда расчетная стоимость восстановительного ремонта превысит установленный лимит страхового возмещения. На сегодня речь идет о 400 тыс. рублей. То же самое правило закон устанавливает и для случаев превышения лимита страхового возмещения по так называемому европротоколу, когда ДТП оформляют сами его участники, без привлечения инспекторов ДПС. Этот лимит, напомним, составляет 50 тыс. рублей. Если же ДТП приключилось в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге или Ленинградской области, а европротокол заполнен при соблюдении определенных условий, то лимит по нему равен 400 тыс. рублей, даже если полис ОСАГО оформлен в каком-то другом регионе.

Кроме того, автовладелец будет вправе потребовать возмещения вреда в денежной форме, если страховщик по какой-то причине вдруг не сможет организовать ремонт на СТО, предложенной им ранее.

Наконец, на денежном возмещении будут вправе настоять инвалиды (в том числе детям-инвалидам), имеющие транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, а также их законные представители. Для них важно иметь в виду и то, что закон сохранил право на получение компенсации 50% от уплаченной страховой премии — то есть, по сути, стоимости полиса ОСАГО.

Остальные послушно поедут на СТО страховой компании?

Не совсем так. Как и раньше, за водителем остается право выбора СТО из реестра самого страховщика. При этом закон обязывает страховую компанию обеспечивать своих клиентов по полисам ОСАГО максимально полной и актуальной информацией о контрагентах из перечня СТО.

В России вводятся новые правила ОСАГО. Что нужно знать?

Водители вправе знать не только адреса автосервисов и их специализацию (марки и годы выпуска обслуживаемых транспортных средств), но и, например, примерные сроки восстановительного ремонта в зависимости от объема предполагаемых работ и степени загруженности ремонтной мастерской. Более того, страховая должна оценивать «свои» мастерские на соответствие требованиям к организации восстановительного ремонта. Все эти сведения должны быть на сайте страховой компании и в обязательном порядке предоставляться владельцу полиса ОСАГО при обращении после аварии.

У застрахованного водителя будет возможность отправить свой поврежденный автомобиль на любую другую СТО, которой нет в перечне страховой компании, но по согласованию со страховщиком. Важно иметь в виду, что теперь по закону расстояние до СТО от места ДТП или от места жительства автовладельца не должно превышать 50 километров. Причем клиент сам вправе определить «точку отсчета». В противном случае страховщику предписано за свой счет транспортировать ваш пострадавший автомобиль к месту ремонта. Так что вероятны какие-то ситуации, когда у страховой просто не останется вариантов, кроме как пойти вам на уступки и согласиться с вашим выбором автомастерской.

Еще один момент касается автомобилей не старше двух лет с гарантией. Для сохранения гарантии они должны ремонтироваться в автомастерских при дилерских центрах. Это, конечно, сужает выбор СТО для восстановительного ремонта, но, очевидно, в этом будут заинтересованы и сами водители.

Законодатель также предусмотрел случаи, когда ни одна из станций в перечне страховщика не соответствует требованиям к организации восстановительного ремонта по условиям ОСАГО в отношении конкретного потерпевшего. Выхода у страховой два — или попытаться с вами договориться и отправить-таки ваше авто на одну из этих станций, или выплатить вам возмещение в денежной форме.

Что еще важно знать про восстановительный ремонт?

Законом определен срок ремонта автомобиля — он не должен превышать 30 рабочих дней, и за каждый день просрочки со страховой компании будет взиматься штраф в размере 0,5% от суммы возмещения. Если в автомастерской вдруг решат, что объемы, сроки и условия работ по какой-то причине не соответствуют ранее заявленным, закон разрешает их изменить только по согласованию с другими сторонами правоотношений — то есть как со страховой компанией, так и с вами.

Еще одна хорошая новость — законодательно установленный запрет на использование при ремонте автомобиля деталей и узлов, бывших в употреблении. Если в соответствии с методикой определения ущерба требуется замена комплектующих, то никаких восстановлений «из того, что было» — изделия на замену должны быть только новые. Впрочем, в законе содержится оговорка о том, что «иное может быть определено соглашением страховщика и потерпевшего».

В России вводятся новые правила ОСАГО. Что нужно знать?

На результаты ремонта вам должны предоставить минимальную гарантию в шесть месяцев, причем если речь идет о кузовных и покрасочных работах, то гарантия должна действовать в течение года. В специальном подзаконном акте Банку России предписано установить и другие требования к организации ремонта. Регулятор также опишет порядок взаимодействия страховщика и потребителя в ситуации, когда последний работой автомастерской остался недоволен.

Что нужно помнить еще?

Например, то, что сумму возмещения при натуральном ОСАГО теперь рассчитают без учета износа автомобиля и его деталей. Если же речь зайдет о денежной форме возмещения, амортизацию вычтут — в соответствии с единой методикой. Принять решение по поводу вашего страхового случая страховщик обязан максимум в течение 30 рабочих дней с момента подачи заявления. Да, благодаря тому, что расширено применение принципа прямого возмещения ущерба, обращаться всегда надо в свою страховую.

У вас остается возможность доплатить за ремонт из своего кармана, если окажется, что стоимость восстановительных работ выше установленных лимитов страхового возмещения (о них мы напомнили выше). То же правило работает, когда при разборе ДТП вина водителей признана обоюдной и страховая при определении суммы возмещения начинает включать понижающие коэффициенты. Определив размер доплаты, страховщик укажет ее в выданном вам направлении на ремонт.

Банк России как регулятор вправе наказать страховую компанию, на которую в течение года минимум два раза обоснованно пожаловались за плохую работу по организации восстановительного ремонта. Компания может на год потерять право выдавать направления на ремонты в приоритетном порядке. Возмещать ущерб от дорожных аварий своим клиентам ей придется в денежной форме, если, конечно, кто-то из клиентов не пожелает получить страховку натурой. Это довольно сурово, если учесть, что именно игроки рынка автострахования добивались приоритета натурального возмещения по ОСАГО.

В России вводятся новые правила ОСАГО. Что нужно знать?


Tags:
promo toomth august 29, 2015 19:00 179
Buy for 100 tokens
Не смотря на дикие пробки на трассе Керчь-Симферополь, я таки выдвинулся сначала в райцентр Ленино, а потом и в город-спутник Щелкино, а уже от туда попёрся на АЭС. В дикую жару, километров через 5 я понял что зря не взял такси... Пришлось намотать километров 20. В следующий раз возьму транспорт.…
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal для Украины. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Пишем две жалобы и продолжаем "мошенничать" со страховками :-)))
Сажать надо мошенников из страховой !
Я специально поставил кавычки, что по их мнению мошенничество, на самом деле это восстановление справедливости с помощью юристов и адвокатов.

Проблем со страховыми выплатами на мои личные автомобили не было, только когда я был директором и владельцем дилерских центров и все страховые компании хотели со мной сотрудничать. :-))

Все же клиенты, которых к нам направляли на ремонт, жаловались на заниженную оценку ущерба, когда невозможно отремонтировать автомобиль за такие деньги.

Не думаю, что сейчас что-то изменится. Хотя, пункт про "две жалобы" мне понравился.
"они терпели большие убытки"
(Anonymous)
Бха-ха-ха!
Работа в страховой научила трём правилам страхования:
1. Мы здесь чтобы зарабатывать деньги, а не раздавать их!
2. Лох платит всегда, даже когда прав.
3. Только упёртые и дотошные имеют шанс вернуть своё сполна, но это уже косяк сотрудников.
Re: "они терпели большие убытки"
офигеть просто!
Re: "они терпели большие убытки"
А вы что этого не знали?? Вы серьезно верите,что страховые терпят убытки и что они от мошенников?
Re: "они терпели большие убытки"
В Ингосстрахе (самая лучшая компания на мой взгляд) в конце 2008 года приходила бумага в филиалы из Москвы, что "ВСЕ ВЫПЛАТЫ КЛИЕНТАМ ТОЛЬКО ЗА СЧЁТ ЗАРПЛАТЫ СОТРУДНИКОВ".
Мне эту бумагу показывала директор филиала :-)))
Re: "они терпели большие убытки"
А зарплата сотрудников изначально за счет чего?
Re: "они терпели большие убытки"
не знаю, я не работал в страховой.
Re: "они терпели большие убытки"
Да, ещё близкие друзья директора могут получить отличные выплаты по страховке :-)))

Мою машину ( рено логан) по КАСКО ремонтируют уже 5 месяцев вместо двкх. Вопрос во сколько раз увеличится время ремонта если будут ремонтировать и по осаго?

Да эти рукожопы из мастерской стекло ветровое кокнули. И хотят чтобы я сам им заплатил) Вот уроды!
По закону о правах потребителя, срок ремонта не может быть более 60 дней.
.... поставка запчастей до 90 дней (например, крыло на VW из Бразилии)
Сервис будет стараться не принимать вашу машину в ремонт официально, пока не получит все необходимые запчасти.
Способов для этого достаточно много :-)))
По поводу сроков ремонта, по-закону он различается в зависимости от сложности. Находил, но забыл сохранить ссылку. Там от мелкого ремонта до кузовного с покраской. А по поводу доставки запчастей, то если не ошибаюсь, страховая рассчитывает стоимость запчастей по средней на российском рынке. Конечно, мастерская хочет увеличить получаемые денежки и заказывает запчасти за границей. Но тогда может получится иск по закону о защите прав потребителя. В принципе прописаны сроки согласования со страховой и т д.
Проблема в том, что пойдет поток и по ОСАГО, который страховщики продавили. Не сомневаюсь, и продавят и отмену сроков ремонта. К сожалению.
По выплатам , вроде там было только про те машины , что застрахованы после указа .
Если че , то мопед не мой )
Новые запчасти ? Интересно, где они их будут брать например на машины которые уже не выпускаются.

P.S. Мутно тут всё, ибо если страховые говорят о проблеме банкротства выдавая деньги на ремонт с учётом амортизации, то как же они будут выживать закупая новые запчасти ?
Эх, а когда же начнут разоряться страховые компании и у них начнут отзывать лицензии?!