toomth (toomth) wrote,
toomth
toomth

«Истеричное потребление стало условием выживания»

Как меняется сегодня культура потребления

«Истеричное потребление стало условием выживания»
На первый взгляд, глобализация оказалось благом. Вместе с краудфандингом, практиками соучастия в производстве продукта наконец наступила свобода выбора. Но превратилось ли потребление в более ответственную практику? Помогает ли цифровая среда настроить ответственность потребителя — или мешает, заставляя покупать все больше и больше?

Как утверждают социологи, современность невозможно представить без трех «китов»: мирового военного порядка, международного разделения труда и капиталистической экономики. Крупнейшие транснациональные компании нередко обладают бюджетами, сравнимыми с бюджетами государств. Продукты этих корпораций становятся частью повседневности людей и меняют целые индустрии. Например, активные пользователи смартфонов изменили индустрию фотографии. Если раньше для получения хорошего кадра нужно было обладать особыми знаниями, то сейчас такого же эффекта можно добиться с помощью нескольких простых и бесплатных приложений.

С помощью своей продукции международные корпорации создают новые общности. Любители продукции Apple, Samsung или Linux — все это специфические группы, существование в которых определяется предпочтением определенной техники и программного обеспечения. Но пребывание в этих комьюнити означает теперь выбор и особых практик пользования цифровой средой, предпочтение одного образа сосуществования с ней — другому.

Уже в 2015 году количество пользователей самых популярных на тот момент социальных сетей Facebook, Twitter и Instagram превышало численность населения Китая.

Это значит, что конструируется и новая гражданственность. Люди имеют возможность ощутить себя частью огромного онлайн-сообщества, существующего не только по правилам конкретной национальной культуры, но и в соответствии с нормами международного сетевого пространства.

Все эти процессы — симптомы случившейся глобализации. Которая, конечно, подразумевает всеобщую социокультурную, экономическую и политическую интеграцию, но имеет и ряд негативных последствий. Например, разрушение промышленности в регионах, ранее живших исключительно за счет производства теперь неконкурентоспособной продукции (например, моногородов). Или перераспределение производств в страны с низкой оплатой труда без соблюдения элементарных обязательств перед «дешевой рабсилой». Так что неудивительно, что выступления антиглобалистов, особенно в 1990-е и 2000-е годы, были такими заметными.

«Истеричное потребление стало условием выживания»

Активисты отчаянно критиковали возникающий глобальный порядок. Глобализацию называли «социальным фашизмом», новым подходом к сегрегации людей — например, по принципу принадлежности к странам третьего мира и «золотому миллиарду». Отдельно досталось массовой культуре. Ее производителей упрекали в создании, распространении шаблонных форматов и образов, а также в подавлении альтернативных способов творить. Хочешь снять независимое кино? Да кому оно нужно, когда есть Голливуд?

В наиболее общем виде критика сводилась к следующему: глобализация уничтожает многообразие возможных образов жизни, монополизирует человеческое право на выбор и заменяет его требованием воспроизводить массовые тренды. Все должны жевать одну и ту же «жвачку» и радоваться.

А потом информационная среда начала бурно развиваться, и голоса возмущенных антиглобалистов стали звучать тише. Почему? Во многом потому, что большое количество людей подключилось к единому сетевому пространству, в котором видимым стало множество стилей жизни, представлений о «нормальном». Исчез страх бездумной унификации, зато появилось новое понимание особенностей коммуникации, вдохновленное опытом онлайн-общения с представителями самых разных культур.

В ответ на глобальный спрос цифровая среда разрасталась, многие возможности — создания и распространения информации, поиска аудитории и финансовой, ресурсной поддержки — стали доступнее. В итоге технологии и практики их применения привели к росту нишевых проектов, которые не тягаются с тяжеловесами-монополистами за право быть представленными на рынке, не всегда соответствуют конкретным «форматным» ограничениям, но все равно находят свою благодарную публику.

Казалось бы, глобализация в конечном итоге оказалась благом. Вместе с краудфандингом, практиками соучастия в процессе производства продукта (т.н. партиципации) наконец наступила свобода выбора.

Тот, кто раньше был пассивным участником рыночных отношений и жертвой рекламных кампаний, смог почувствовать свою меру ответственности за развитие социальной, культурной сферы.

И вот уже зрители участвуют в создании конкретного кино (например, фильма «Железное небо»), читатели вкладываются в развитие определенных СМИ, а слушатели — в издание нового альбома любимого музыканта. Производители контента и продюсеры тоже не отстают: возникают звукозаписывающие компании, распространяющие т.н. «свободную музыку», и даже NASA предлагает астрономам-любителям работать вместе над поиском новых планет.

Более того, на месте идеологически противопоставленных фигур «производителя» и «потребителя» появляется новый гибридный персонаж — просьюмер (от англ. «producer» и «consumer»), который может одновременно и создавать, и распространять, и покупать.

Блогеры, авторы «Википедии», гражданские журналисты, вообще любые онлайн-пользователи в силу особенностей цифровых технологий производят собственный оригинальный контент и одновременно потребляют необходимое ПО, сервисы.

«Истеричное потребление стало условием выживания»

В исследовательской среде даже родился термин «produsage», составленный из английских слов «производство» и «использование». C его помощью можно описать нормативную ситуацию взаимодействия человека и digital-среды: активно используя «цифру», вы предоставляете данные, которые потом будут непременно применены для лучшего производства персонализированных сервисов. Так что даже в условиях отсутствующей экономической культуры обитатель современной цифровой среды не сможет остаться пассивным потребителем.

Так, может, все-таки глобализация с «человеческим лицом» возможна, и мы — ее счастливые обитатели? И консьюмеризм превратился в более ответственную практику?

По мнению представителей течения альтерглобалистов, отрицать процесс объединения мира бесполезно — это объективно происходит. Именно поэтому радикальные выступления против глобализации «вообще» или ее символов (подобные недавним акциям в Гамбурге) скорее вредят имиджу организаций и инициативных групп, критически осмысляющих общемировые тенденции. В то же время, по словам альтерглобалистов, существующая модель глобализации действительно строится на повышении результативности экономических процессов в ущерб защите прав человека и социальной справедливости. И даже та самая цифровая среда, что, кажется, построена на максимально демократичной системе взаимоотношений, вовсе не снижает риски, заложенные в модель глобализации. В том числе не решает проблемы консьюмеризма.

Как утверждают создатели Facebook, в их соцсети каждый пользователь отделен от другого уже не шестью рукопожатиями, а примерно 3–4 (в виде профайлов, конечно). С другой стороны, качественное онлайн-присутствие обеспечивается за счет использования определенных ресурсов. Хотите производить максимально качественный контент? Покупайте платные приложения. Хотите иметь доступ к лучшим онлайн-библиотекам сериалов и фильмов? Оплачивайте аккаунт. Стремитесь, чтобы ваши устройства работали корректно? Обновляйте приложения, а лучше периодически меняйте сами аппараты. Желаете пройти курс цифровой детоксикации? Платите за это удовольствие, тратя свои жизненные силы на поддержание собственного комфорта без простейшего онлайн-сопровождения ежедневных привычек питания, передвижения, общения.

Потребление становится еще истеричнее, только теперь его нельзя объяснить прихотью или аддикцией. Это условие жизни в онлайн-среде.

При этом альтерглобалисты уверены, что «другой мир возможен». По крайней мере, такова установка Всемирного социального форума, на котором встречаются активисты, выступающие против неолиберальной модели глобализации и за альтернативное глобальное сообщество.

Мир, за который они ратуют, — это пространство, в котором возможности образования и развития человека будут предоставлены максимальному количеству людей, а инициативы снизу не будут заблокированы из-за происков транснациональных корпораций. Становлению такого миропорядка чрезвычайно способствуют цифровые технологии, превращающие каждого пользователя в потенциально ответственного участника рыночных взаимоотношений.

Но, добавляют альтерглобалисты, пока в строящемся с помощью цифры «дивном новом мире» все же ничего не бывает даром. Свобода выбора — лишь видимый эффект диджитализации, скрывающий все ту же логику супермаркета, требование приобретать все больше и больше, приправленные толикой виртуальной реальности.

Оксана Мороз



Subscribe
promo toomth august 29, 2015 19:00 183
Buy for 100 tokens
Несмотря на дикие пробки на трассе Керчь-Симферополь, я таки выдвинулся сначала в райцентр Ленино, а потом и в город-спутник Щелкино, а уже оттуда попёрся на АЭС. В дикую жару, километров через 5 я понял что зря не взял такси... Пришлось намотать километров 20. В следующий раз возьму транспорт.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments