Планшетная лихорадка, охватившая весь мир, близка к завершению.
Устройства, которым пророчили роль "убийц" ноутбуков, все больше пылятся
на полках магазинов и валяются без дела дома у их владельцев. В России,
как и во всем мире, рынок планшетов падает уже четвертый год подряд. Их
стремительно вытесняют смартфоны с большой диагональю экрана.
Окончательно добить планшеты способны гибриды — ноутбуки-трансформеры с
полноценной клавиатурой. Масла в огонь подливают и вездесущие китайцы.
iPad выходит на сцену
Расцвет планшетных компьютеров пришелся на начало десятых годов. iPhone
совершил на мобильном рынке революцию, отрасль наблюдала триумф Apple и
растерянность ее конкурентов. Спустя несколько лет корпорация нанесла
прицельный удар и по рынку ПК. Первый iPad Стив Джобс представил в
январе 2010 года, в ноябре продажи устройств стартовали и в России.
Наблюдатели констатировали: пришла так называемая посткомпьютерная
эпоха.
© AFP 2018 / Ryan Anson Председатель правления компании Apple Стив Джобс демонстрирует iPad. Сан-Франциско, 27 января 2010
Несмотря на усилия производителей, ноутбуки оставались слишком
громоздкими и не очень подходили для того, чтобы серфить в интернете на
ходу, не говоря уже об играх и мультимедиа: аппаратной начинки нетбуков
хватало, только чтобы открыть поисковик и текстовый редактор.
Телефоны же того времени были слишком малы — диагональ экранов обычно
не превышала 3,5 дюймов. Планшеты, превосходящие неуклюжие смартфоны и в
качестве картинки, и в производительности, воспринимались
пользователями как настоящее открытие.
Планшетная лихорадка
Простые и понятные устройства настолько зацепили потребителей, что вышли
абсолютными победителями в битве за кошельки. В 2012-м продажи
планшетов подскочили сразу на 50%. В тот год в мире было продано почти
28 миллионов "таблеток". В планшетную гонку включились практически все
крупные производители: Samsung, Lenovo, Microsoft. Руку на пульсе
держали и китайцы — Huawei, Irbis, Prestio, Digma.
Apple снимала сливки: более половины всех продаж пришлось именно на
продукцию американской корпорации. Линейку пополнил iPad Mini с
диагональю экрана 7,9 дюймов. А вскоре вторым популярным стандартом
рынка tablet-компьютеров стали семидюймовые планшеты.
Планшетная лихорадка привела к тому, что их, в общем-то, делали все
кому не лень — от тяжеловеса рынка ПК Dell до производителя магнитных
лент Maxell.
©
РИА Новости / Игорь Зарембо Маска в виде страницы в социальной сети
позволяет подросткам выставить себя в наиболее выгодном свете перед
сверстниками
Фаблеты атакуют
Впрочем, не стояли на месте и смартфоны. Их производительность росла,
прибавляя в количестве и частоте ядер. Экраны становились ярче,
цветопередача качественнее, но главное — они увеличивались.
Уже к 2015 году первые фаблеты (phablet от phone — телефон и tablet —
планшет), как назвали смартфоны с большим экраном, могли похвастаться
диагональю в пять дюймов. Сейчас к фаблетам относят смартфоны с 5,5-6,9
дюймовыми дисплеями.
На фоне этих монстров планшеты выглядели скорее дублирующим
устройством, и в 2015-м впервые столкнулись с резким спадом продаж. С
тех пор спрос на планшеты только падал. По сравнению с пиковым 2014
годом продажи в штучном выражении рухнули в три раза.
Потребители задумались: а зачем покупать планшет, если есть телефон с
5,5- или 6-дюймовым дисплеем? Разница невелика, и носить с собой второе
устройство нет никакого смысла. Как и тратить 500-600 долларов на
второй гаджет — ведь смартфон выполняет все те же функции.
© AP Photo / Lee Jin-man Демонстрация моделей Samsung Electronics Galaxy S8 и S8 + в Сеуле, Южная Корея
Резкий спад
Интерес к большим телефонам обернулся ростом продаж — во всем мире на
три процента по итогам 2017 года, и драйвером выступили именно фаблеты.
"ПопулярностьПланшеты, стремительно теряющие популярность, наоборот,
смартфонов с более крупными дисплеями побудила потребителей покупать
более дорогие устройства", — констатировала исследовательская компания
GfK.
существенно, подешевели. На заре планшетного бума "таблетка" стоила в
среднем 20 тысяч рублей, сейчас вдвое меньше — девять тысяч рублей.
Если среднестатистические телефоны укрупнились, чтобы справляться с
мультимедийным контентом, то ноутбуки прибавили в производительности и
стали легче.
То, что "таблетки" все-таки уступают ноутбукам, показал проведенный в
2016 году опрос Delloite. Аналитики предложили 30 тысячам респондентов
выбрать наиболее подходящие типы устройств для 15 различных видов
деятельности — от просмотра телевидения до видеочатов и покупок в
интернете. Результаты удивили: планшет не оказался предпочтительным
устройство ни в одной из категорий.
Китайская угроза и гибриды
Есть и другая причина, по которой планшеты отходят на второй план:
интерес к сегменту теряют производители. Дело здесь не только в снижении
продаж, но и в "китайской угрозе". Более 50% продаж этой техники сейчас
приходится на нижний ценовой сегмент — от трех тысяч до восьми тысяч
рублей, и китайцы тут абсолютные лидеры. Именитым производителям
конкурировать с ними экономически нецелесообразно.
Планшеты изначально позиционировались как "компьютер на ходу". Но,
как не крути, у планшета нет полноценной клавиатуры. Производители
решили эту проблему при помощи так называемых ноутбуков-трансформеров со
съемной клавиатурой и экраном-планшетом с сенсорным управлением.
ОзначаетНаталья Дембинская
ли все это, что планшету вскоре придет конец? Скептики не исключают,
что через несколько лет он встанет в один ряд с давно "мертвыми"
навигаторами и электронными книгами. Так это или нет, ясно одно: эти
устройства уже никогда не будут массовыми. Их ждет судьба нишевого
продукта. Например, популярной игровой платформы для детей и
развлекательного девайса в путешествиях.
Journal information