toomth (toomth) wrote,
toomth
toomth

Category:

"Правило четырёх врачей". Как пациентов обманывают в клиниках.

"Правило четырёх врачей". Как пациентов обманывают в клиниках

Коммерческая клиника — это сверкающий храм, где ходят учтивые врачи, а с фото на стенах улыбаются пациенты-знаменитости. Здесь всё сделано так, чтобы после районной поликлиники пациент почувствовал себя человеком. Но тут быстро дадут понять, что внимание врачей стоит денег. Конечный результат зависит лишь от порядочности клиники и жадности персонала: в одном случае могут вылечить и помочь, а в другом — запустят по врачам и ненужным исследованиям, чтобы выкачать из пациента или страховой как можно больше денег. Лайф разбирался, какие опасности поджидают пациентов в клиниках и почему вместе с деньгами можно лишиться своего здоровья.


Бизнес на родинках

"Правило четырёх врачей". Как пациентов обманывают в клиниках

Перед свадьбой Мария решила удалить родинку со спины — свадебное платье было довольно открытым, а невесте хотелось выглядеть безупречно. На консультации в одной из столичных сетевых клиник хирург попросил её сделать развёрнутый анализ крови, затем удалил невус и направил анализ ткани на биопсию и гистологию. Всё это стоило денег.

Затем Марию пригласили в ту же клинику на консультацию к онкологу. В кабинете, куда пришла девушка, оказалось пятеро врачей. Они заявили ей, что необходимо удалить ещё три родинки на её теле, потому что они вызывают подозрение. И что на этой неделе в клинике Марии могут сделать скидку за процедуру. Поняв, что пахнет "разводом", Мария покинула клинику.

Тем не менее её кошелёк успел "похудеть" более чем на 40 тысяч рублей. Приём хирурга — первичный и вторичный — обошёлся ей в 3000 рублей, в 1800 рублей — приём онколога. На саму операцию Мария потратила 5000, на биопсию — 4500 рублей, на гистологическое исследование ушло 1300 рублей, ещё 2800 рублей она заплатила за клинический и биохимический анализ крови, а неожиданный консилиум онкологов обошёлся ей в 23 тысячи рублей.

Такие пациенты нам нужны

"Правило четырёх врачей". Как пациентов обманывают в клиниках

Мария платила сама, но есть случаи, когда за пациента раскошеливается страховая компания. У врачей есть много способов, как заполучить эти деньги, пусть даже в ущерб здоровью пациента.

Андрею, менеджеру одной из столичных компаний, на работе выдали полис ДМС со списком клиник. Он давно не проходил обследования, поэтому решил воспользоваться таким шансом и проверить здоровье. Он выбрал ближайшую от работы клинику — это была поликлиника при одном из федеральных министерств на Садовом кольце.

На первом же приёме терапевт поинтересовалась, давно ли Андрей сдавал анализы и проверял желудок. Пациент честно признался, что, мол, давно, ещё в студенческие времена.

— Врач заметно оживилась, выписала направление на диспансеризацию. Несколько дней я проходил врачей, в том числе и окулиста, хотя на глаза не жаловался, сдавал анализы. Вскоре меня направили на гастроскопию, — рассказывает Андрей.
На гастроскопии врач в ужасе сказал, что видит в желудке серьёзные проблемы, и "вернул" Андрея терапевту. Примечательно, что у парня ничего не болело. Посмотрев результаты, терапевт также охнула и сказала, что никуда Андрея из кабинета не выпустит, что сейчас же вызывает скорую для госпитализации. С большим трудом Андрею удалось покинуть кабинет под обещание самому поехать в больницу. Терапевт кому-то позвонила, судя по тону, своему хорошему знакомому, и сказала, что направляет к нему пациента.
"Правило четырёх врачей". Как пациентов обманывают в клиниках

На следующий день Андрей доехал до больницы, где его поместили в палату коммерческого отделения, которая больше напоминала номер хорошего отеля: тут был плазменный телевизор, кондиционер, холодильник, хороший ремонт, современная мебель и кровать. В больнице Андрей провёл неделю, а лечение заключалось лишь в одной таблетке в день. Поняв, что происходит что-то странное, он попросил лечащего врача его выписать. Врач стал уговаривать Андрея остаться и провести ещё несколько процедур, однако, после того как убедился, что это не поможет, с большой неохотой выписал его домой и выдал документы. Тогда Андрей и узнал, что ему поставили диагноз: гастрит и эрозия желудка.

Врач в районной поликлинике объяснил, что, в принципе, это стандартный и не страшный диагноз для городского человека, точно не требующий госпитализации.

— Услышав рассказ о многочисленных обследованиях, анализах и больнице, она рассмеялась и сообщила, что таким нехитрым образом врачи министерской поликлиники сначала сами "выкачали" деньги из страховой компании, а затем передали пациента коллегам из больницы, которые специально уложили его в дорогие коммерческие палаты, чтобы получить от страховой больше денег, — рассказал Андрей. — На моё реальное здоровье всем было наплевать.

Каждый возьмёт своё

"Правило четырёх врачей". Как пациентов обманывают в клиниках

Подобная история произошла с Мариной. Несколько лет назад у неё заболела челюсть. Она отправилась к стоматологу в частную клинику. Врач указала на зуб, запечатанный старой пломбой, которую она предложила заменить на новую. Процедура не помогла, и, когда Марина пришла к врачу в следующий раз, та предложила удалить ей нерв в этом жевательном трёхканальном зубе. Пациентка согласилась, но на следующий день боль у неё только усилилась. Марина вернулась в стоматологию, ей сказали, что боль даёт живой (без пломб) зуб, который рядом. И предложили удалить нерв уже в здоровом зубе.

Девушка согласилась, потому боль была неимоверная. Аналогичная ситуация была и с третьим зубом, и тогда Марина пришла уже на приём к неврологу (в ту же клинику) с невралгией тройничного нерва. Выяснилось, что Марина изначально была пациентом не стоматолога, а невролога. Из-за того что диагноз был поставлен неправильно, Марина потеряла более 40 тысяч рублей, да ещё и поплатилась своим здоровьем. Таким образом, на девушке заработали и стоматолог, и невролог.

Описанные выше истории — не редкость. Во многих клиниках создана целая система, как выкачивать деньги у пациента или страховой компании, которая за него платит. Невзирая на реальные диагнозы, людей гоняют по разным врачам, назначают им ненужные процедуры и обследования, укладывают в коммерческие стационары — деньги затмевают совесть.

Рынок медицинских услуг

"Правило четырёх врачей". Как пациентов обманывают в клиниках

Эксперты говорят, что врачей многих клиник здоровье пациента интересует только с позиции заработка.
— У каждого врача платной клиники стоит задача, чтобы он направил пациента ещё к нескольким своим коллегам. Знакомый хирург рассказал мне о "правиле четырёх врачей": пришедший к нему на приём пациент должен был посетить ещё четырёх медиков в соседних кабинетах. Там в системе есть стационар, так что надо было как минимум полежать на обследовании. Параллельно назначалась куча всяких процедур — начиная с промывки носа и заканчивая МРТ, которую не нужно делать без особых причин ввиду её небезопасного воздействия на здоровье, — рассказывает президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский.
По его словам, любое дорогостояще обследование — компьютерная томография или рентген с описанием — сейчас стоит приличных денег. Туда выгодно направлять. Или пациента можно отправить на развёрнутый анализ крови по незначительным показателям. За все эти исследования и процедуры клиника выставляет счёт пациенту или страховой.

Пациента стараются уложить в собственный стационар. Стоимость одного дня в палате люкс сопоставима со стоимостью номера в хорошем отеле. Так, в Новосибирской областной клинической больнице предоставление места в палате повышенной комфортности 1-й категории стоит 5000 рублей в сутки. За эту же цену можно забронировать суточный номер в гостинице в двух с половиной километрах от Кремля.

Сегодня нельзя сделать просто УЗИ. Сначала заставляют записаться к терапевту, заплатить за приём, тот уже направляет на УЗИ, после чего опять нужен терапевт, чтобы он посмотрел и расшифровал результаты.

Классическую ситуацию "развода" иллюстрирует стоматология: приходит человек с двумя кариозными зубами, а ему предлагают поставить целый ряд коронок или дорогих имплантатов — вплоть до того, что уговаривают менять всю челюсть.

Как "разводят" в государственных клиниках

"Правило четырёх врачей". Как пациентов обманывают в клиниках

Не отстают и государственные клиники — в них "впаривают" за деньги услуги, которые по системе Обязательного медицинского страхования (ОМС) — бесплатные. Напомним, что услуги по полису ОМС оплачивает государство через страховую компанию. Есть ещё система добровольного медстрахования (ДМС). Такой полис покупает за собственные деньги сам пациент, а за все оказанные медуслуги расплачивается страховая компания.

По словам президента Лиги защитников пациентов Александра Саверского, госполиклиники научились получать деньги за одну и ту же услугу и исследование и через ОМС, и через ДМС.

— Госклиники не имеют права брать у пациента деньги за оказание медпомощи, но они это делают, — продолжает Александр Саверский.
Поликлиники также заинтересованы в том, чтобы принять больше пациентов и провести больше обследований, — за всё это выставляются счета страховым компаниям. Практически в каждой поликлинике есть платное отделение, где обслуживают "людей с улицы". Они могут получить консультацию врача или пройти обследование за свой счёт.
"Правило четырёх врачей". Как пациентов обманывают в клиниках

Ещё в госклиниках могут сказать: "Знаете, эта услуга не входит ни в ОМС, ни в ДМС, или её нужно долго ждать, но, если вы заплатите, то получите её уже сегодня", — это тоже "классика развода".

Ещё в государственных клиниках очень любят отправлять пациентов в соседние коммерческие клиники, с которыми у них заключён негласный союз. Если присмотреться, то практически около каждой столичной поликлиники можно найти частную клинику, которая делает различные анализы и исследования. Районные врачи обычно ссылаются на старое оборудование, большие очереди или низкую точность анализов в поликлинике и советуют сделать их за свой счёт "на стороне". При этом они могут посоветовать соседнюю частную клинику.

По словам Александра Саверского, в работе врача всегда есть некая доля сомнения. В бесплатной системе здравоохранения она обычно реализуется в сторону "Вам это надо? Живите спокойно, забудьте". А в коммерческом секторе эта доля сомнения всегда превращается в попытку заработать на пациенте.

Вместо врачей — актёры

"Правило четырёх врачей". Как пациентов обманывают в клиниках

— Многие врачи стараются до последнего поддерживать болезни пациентов, они в этом заинтересованы, — говорит Ярослав, врач, который знает о работе коммерческих клиник изнутри.
По его словам, самое страшное, если пациент со своими проблемами нарвётся на фальшивых врачей и фальшивые медуслуги.
— Я знаю в Москве сеть центров косметологии и здоровья, где работают нанятые с улицы люди, не имеющие отношения к медицине. Их учат только алгоритму продаж, и они могут заставить купить любую услугу. Например, процедуру уколов в голову витаминов для лучшего роста волос за 100 тысяч. Или сеанс гирудотерапии за 70 тысяч.

Здесь всё в рамках закона, в каждом кабинете ведётся видеозапись, у них мощная юридическая поддержка — если вы подадите на них в суд, то проиграете.

Правовой нюанс заключается в том, что вам оказывают услугу, а платите вы добровольно. Значит, вы со всем согласны.

Проверяйте диагнозы

"Правило четырёх врачей". Как пациентов обманывают в клиниках

По словам Саверского, если пациенту больно и страшно, он абсолютно зависим от врача и делает всё, что тот ему говорит. Люди, у которых нет денег или есть сомнения, идут в другой центр — платный или бесплатный — перепроверять свой диагноз.

— У нас рекомендации такие: если сомневаетесь в диагнозе платного центра, сходите в бесплатный. Если сомневаетесь в диагнозе бесплатного — сходите в платный, — резюмирует президент Лиги защитников пациентов.

Эксперты советуют пациентам, которые вместе с деньгами оставили в клиниках и своё здоровье, не бояться судиться. Оформив претензию, её нужно отправить по адресу клиники и ждать ответа. Если его нет — нужно подавать иск в суд. В случае когда речь идёт о врачебной ошибке, вплоть до летального исхода, нужно подавать заявление в Следственный комитет, в прокуратуру.
Евгения Попова

Subscribe
promo toomth august 29, 2015 19:00 183
Buy for 100 tokens
Несмотря на дикие пробки на трассе Керчь-Симферополь, я таки выдвинулся сначала в райцентр Ленино, а потом и в город-спутник Щелкино, а уже оттуда попёрся на АЭС. В дикую жару, километров через 5 я понял что зря не взял такси... Пришлось намотать километров 20. В следующий раз возьму транспорт.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments