Борьба с ересью: 6 «школьных» заблуждений об инквизиции

Борьба с ересью: 6 «школьных» заблуждений об инквизиции
Книги, картины и фильмы давно создали пугающий образ инквизитора, который с Библией в одной руке и калёным железом в другой пытает невинных девиц, чтобы добиться признания в ведьмовстве. Но так ли была ужасна инквизиция и чем она на самом деле занималась? Сейчас расскажем.

1. Церковь воевала с колдунами и ведьмами

На протяжении столетий христианская церковь не нуждалась в силовых методах борьбы с врагами веры. Эти проблемы предпочитали решать на диспутах или отдавать на «аутсорсинг» светским владыкам. Главным оружием церкви было слово. Но в XII веке по всей Южной Европе стремительно распространилась альбигойская ересь. Основанная на гностической философии, она учила, что материальный мир есть страшное зло. На сторону альбигойцев перешли обширные и богатые земли в Провансе, Арагоне и Ломбардии.

В 1209 году папа Иннокентий III решился на небывалый поступок. Против давно крещёных европейцев он объявил Крестовый поход. У католической церкви не оставалось выхода: на словах земли альбигойцев считались христианскими, на деле же — утвердившееся там вероучение имело очень мало общего с христианской доктриной. Война с еретиками продолжалась двадцать лет, но даже после покорения Лангедока тайные общины гностиков активно проповедовали от Пиренеев до Рейна.

Именно ко временам начала XIII века и относится становление собственно инквизиции. Её учредили для борьбы с тайными еретиками, выдававшими себя за честных католиков. Причиной появления особого церковного органа стал совсем не страх перед ведьмами, а гораздо более серьёзная опасность — ереси и фиктивное исповедование христианской веры. После войны в Лангедоке еретики затаились, выдавая себя за верных сторонников Рима.

Но таких фальшивых христиан надо было уметь выявить и разоблачить, а для этого требовались специально обученные люди, которые не только могли вести следственную работу, но и хорошо разбирались в доктрине веры. Такими людьми стали инквизиторы.

Борьба с ересью: 6 «школьных» заблуждений об инквизиции
Осада Каркассона, 1209 год

Колдуны в это время считались героями детских сказок и совершенно не интересовали ни папу римского, ни католических богословов.

2. Инквизиторы преследовали учёных

Говоря о взаимоотношениях инквизиции и науки, прежде всего стоит вспомнить, что система образования и науки была теснейшим образом связана с церковью. До XVII, а чаще всего и до XVIII века, учёные в значительной части были клириками. Преподаватели университетов имели священный сан и активно участвовали не только в научных, но и в теологических спорах.

Как это случается, пытливый ум исследователя порой оказывался очарован новыми учениями, среди которых было немало еретических. Именно с такими заблуждающимися и работала инквизиция.

Знаменитая жертва инквизиторов — учёный Джордано Бруно — был монахом-доминиканцем и университетским преподавателем.

Сожгли его вовсе не за убеждения в истинности гелиоцентрической системы. А за создание еретической секты «Новая философия», которую он пропагандировал среди своих студентов, и за полное отрицание всех догматов христианства.

Помимо этого, Бруно увлекался оккультизмом, написал несколько трактатов по магии и был убеждён, что является носителем знания, скрытого от профанов.

Когда инквизиторы предлагали Джордано раскаяться и отречься от своих убеждений, они ни слова не говорили об астрономии. Речь шла о колдовстве и тайных обществах. Именно они стали причиной осуждения учёного. Инквизиторы на протяжении целых семи лет вели с ним теологические споры, пытались убедить его отвергнуть ересь и тем самым сохранить жизнь. Но вынуждены были признать, что случай Джордано Бруно безнадёжный.

Борьба с ересью: 6 «школьных» заблуждений об инквизиции
Джордано Бруно ведут на казнь

3. Инквизиторы сжигали ведьм

Большая часть процессов над ведьмами и громких казней случилась в XVI–XVII веках. Чаще всего на поверку оказывается, что они не имели никакого отношения к инквизиции. Скорее причиной охоты на ведьм стало распространение мистицизма, связанного с Реформацией, протестантизм и ожесточение нравов. В ходе религиозных войн и восстаний люди начали приучаться к мысли, что цена человеческой жизни весьма невелика.

Большая часть колдуний оказалась жертвами совсем не католиков, а протестантов, которые показали себя гораздо бо́льшими мракобесами.

Вплоть до XVI века католическая церковь и государственные власти Европы прохладно относились к преследованию ведьм, считая это дикостью и суевериями. Само существование ведьм считалось спорным.

Когда охота на подозреваемых в колдовстве превратилась в настоящую массовую истерию, католические Испания и Италия оказались в малой степени подвержены этой заразе. Во Франции число осуждённых было невелико. Зато в Германии, Швейцарии, Фландрии и Англии охота на ведьм шла полным ходом. И докатилась до колоний, что привело к знаменитым Салемским процессам 1692–1693 годов.

Борьба с ересью: 6 «школьных» заблуждений об инквизиции

4. Все обвинённые в ереси подвергались мучительной казни

Главной задачей инквизиции было вовсе не запугивание народа. Инквизиторы, будучи учёными людьми, знали: страх — плохой помощник в распространении веры. Поэтому задачей инквизиции было не столько возмездие, сколько стремление сделать всех «добрыми христианами».

Церковь очень тщательно работала с доносами, проверяла их и добивались получения достоверной информации из нескольких источников. Была создана эффективная система ведения следствия, классификация показаний и улик по степени их весомости.

Арестованного ложного христианина вовсе не обязательно ждал костёр.

Бо́льшая часть приговоров определяла наказанием штраф, конфискацию имущества, покаяние и предупреждение. Но если уж обвинённый в фальшивом исповедовании веры снова попадался в руки инквизиции, ничего хорошего его уже не ждало. Дважды обманувший неизбежно лишался жизни. Ведь он не оправдал доверия и показал себя закоренелым еретиком.

Нередко выносились оправдательные приговоры, особенно если подозреваемому удавалось доказать свою невиновность или следователи видели, что он искренне раскаялся.

5. Инквизиция уничтожала евреев

После того, как в Испании завершилась Реконкиста — освобождение полуострова от власти мусульман, — в числе подданных королей Кастилии, Леона и Арагона оказалось непривычно большое для европейцев число мусульман и иудеев. Управлять многоконфессиональными государствами тогда ещё не умели, да и не слишком-то хотели. Поэтому очень быстро испанские короли взяли курс на крещение иноверцев.

Под давлением властей многие мусульмане и иудеи приняли христианство. Особенно те, кому было что терять: ростовщики, богатые купцы, ремесленники, врачи, учителя. Все они были тесно связаны с Испанией и не хотели покидать страну, чтобы сохранить свою веру. Такое крещение часто оказывалось показным. На самом деле, за стенами своих домов, «новые христиане» продолжали тайно следовать вере отцов.

Борьба с ересью: 6 «школьных» заблуждений об инквизиции
Целью инквизиторов стали не евреи, выбираемые по национальному признаку, а иудеи и мусульмане, которые принимали фиктивное крещение.

Для борьбы с ложными католиками король Фердинанд II создал новую инквизицию, которая подчинялась уже не папскому престолу, а испанскому королю. Во главе инквизиционного трибунала стоял Великий инквизитор, которого выбирали из числа учёных представителей церкви, хорошо разбирающихся в ересях.

6. Число жертв инквизиции исчисляется миллионами

В популярной литературе называются совершенно фантастическое цифры жертв инквизиции. Говорится о десяти и даже двенадцати миллионах казнённых. Но учитывая численность населения Европы, эти данные никак нельзя считать правдивыми.

Зато благодаря тому, что деятельность инквизиции была в высшей степени бюрократизирована и все дела строго протоколировались, мы имеем точные данные о числе процессов и количестве осуждённых.

С 1560 до 1700 года испанская инквизиция вела 49092 дела. К смерти были приговорены только 775 обвинённых.

От четверти до двух третей (в разные годы и в разных регионах) подозреваемых были полностью оправданы. По сохранившимся документам известно, что лишь в 2% дел инквизиторы прибегали к пыткам.

Борьба с ересью: 6 «школьных» заблуждений об инквизиции
Обычным средством дознания были хитроумные теологические споры, в которых профессиональные богословы могли легко поймать на крючок нераскаявшегося еретика.

В это же время в XVI–XVII веках в протестантских странах число жертв охоты на ведьм исчислялось тысячами: 25000 в Германии, 4000 в Швейцарии, даже в малонаселённой Скандинавии выявили и сожгли 1350 колдунов.

«Чёрная легенда инквизиции»: кому выгодно?

Репутация инквизиции в массовой культуре оказалось подпорченной благодаря целому ряду факторов.

Во-первых, протестантская пропаганда против католичества. Протестанты ещё в XIX веке страстно ненавидели католическую церковь и папство. Тратили огромные усилия и средства, чтобы всячески очернить их и показать себя носителями знаний и прогресса. Бо́льшая часть известных научных работ по истории инквизиции принадлежит англосаксонским историкам, и все они несут печать старой вражды протестантов и католиков.

Во-вторых, вторая половина XIX века во Франции стала эпохой ожесточённой борьбы либералов и консерваторов, опиравшихся на поддержку католической церкви. Тогда во множестве выходили научные и публицистические работы, стремившиеся подорвать авторитет церкви.

Инквизиция оказалась идеальной мишенью для критики — на неё можно было повесить тяжкие обвинения в жестокости и мракобесии.

И в-третьих, инквизиция стала объектом яростной критики в эпоху Просвещения XVIII века, когда для каждого образованного человека стало буквально неприличным сказать хоть одно доброе слово о христианстве. Среди самых болевых точек, по которым любили бить просветители, оказались инквизиторы и иезуиты. Именно тогда впервые сформировался мрачный образ инквизиции как жестокого орудия церкви, уничтожающего безвинных красавиц и учёных.

Так что, вопреки распространённому мнению, инквизиция вовсе не была инструментом террора. Напротив, она часто ограничивала фанатичное стремление народа списать все беды на ведьм, чтобы затем к общему удовольствию сжечь безвинную девушку. Инквизиция заложила основы современного следствия: ввела принцип формирования доказательной базы, считая главным свидетельством вины факты, а не доносы.


promo toomth august 29, 2015 19:00 180
Buy for 100 tokens
Не смотря на дикие пробки на трассе Керчь-Симферополь, я таки выдвинулся сначала в райцентр Ленино, а потом и в город-спутник Щелкино, а уже от туда попёрся на АЭС. В дикую жару, километров через 5 я понял что зря не взял такси... Пришлось намотать километров 20. В следующий раз возьму транспорт.…
камрад.
а где ссылка на источник?)))некарашо да!
опять привычные ориентиры рушатся. придется лезть изучать еще одну тему